Методические разработки по трудовому воспитанию младших дошкольников Ай, да помощники
методическая разработка (младшая группа) на тему

Колдина Татьяна Геннадьевна

На мой взгляд, игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, помогают закрепить и расширить знания, способствуют более успешному усвоению трудовых навыков. Формирование трудолюбия происходило в игровой форме, мной использовалось много пособий, которые я придумала и изготовила сама. Благодаря красочности и доступности  Клоун Тёма вызвал огромный интерес у детей и стал ежедневным помощником воспитателя.Я надеюсь, что мои методические разработки окажутся интересными и  полезными в работе педагогов по формированию трудовых навыков у дошколят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки

по трудовому воспитанию

 детей младшего дошкольного возраста

L:\Без имени-1.jpg

Воспитатель

Колдина Татьяна Геннадьевна

МДОУ № 45 «Рябинка»

2014 г.


Тема: «Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста».

F:\печать\IMG_1559.JPGF:\фотки разработки\DSC00444.JPG

F:\печать\IMG_1522.JPG

F:\печать\IMG_1571.JPG

F:\печать\IMG_4826.JPG

АктуальностьL:\Без имени-1.jpg

Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но уже в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Дети младшего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые.

Однако трудовая деятельность детей в дошкольных учреждениях зачастую носит эпизодический характер. Это обусловлено не только недостатком игрового и дидактического материала по данному вопросу и заказом родителей на развитие интеллектуальных способностей детей, но и тем, что содержание труда не всегда значимо и интересно для ребенка.Сделать трудовой процесс увлекательным для малышей помогают разнообразные игровые приемы, сказочные персонажи, проблемные ситуации.

Чтобы работа по формированию первоначальных трудовых навыков шла быстрее и успешнее  я решила придумать и изготовить пособия, которые смогут заинтересовать детей и привлечь их к трудовой деятельности.

L:\Без имени-1.jpg

Цель:

формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами  дидактических, театрализованных  и игровых демонстрационных пособий.

Задачи: L:\Без имени-1.jpg

- Формировать трудовые навыки и умения,воспитывать желание   включаться в различные виды хозяйственно-бытового труда;

- Способствовать формированию навыков самообслуживания;

- Приучать детей действовать последовательно, придерживаясь очередности действий;

- Воспитывать организованность и дисциплинированность;

- Формировать представления детей о профессиях, предметах труда и их использовании в трудовых процессах;

- Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;

- Расширять кругозор детей, обогащать их словарь; 

- Создать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности.


Предполагаемый результат:L:\Без имени-1.jpg

- Сформировать трудовые навыки у детей младшего дошкольного возраста, связанные с повседневным самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом;

- Приучить детей действовать последовательно, придерживаясь очередности действий;

- Расширить и обогатить словарный запас детей;

- Сформировать обобщённые представления о труде взрослых, о предметах труда и их использовании в трудовых процессах;

- Создать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности.



Демонстрационное пособие

Задачи:

- Уточнять представления детей о трудовых действиях; о материалах, инструментах, необходимых для работы;

- Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, развивать находчивость, инициативу;

-Формироватьнавыки самостоятельности, стремление включаться в различные виды хозяйственно-бытового труда;

- Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых;

- Расширять кругозор детей, обогащать их словарь,

-Воспитывать желание оказывать помощь взрослым  в совместной работе со сверстниками;

- Создать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности,желание и умение трудиться.

Оборудование:Ростовая кукла – «Клоун Тёма»,изготовленный из ткани.

Наряд клоуна содержит пуговицы, молнии, шнурки.

Парные наборы предметов для трудовой деятельности.

Описание:

Вариант 1. Воспитатель с помощью липучек располагает предметы для трудовой деятельности. Педагог в стихотворной форме предлагает детям помочь Клоуну.

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили играть

Клоун Тёма очень ждёт

Кто быстрей всё уберёт»

Вариант 2.Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь Тёме устранить непорядок в одежде: «Ребята, сегодня Тёма поспешил одеться, давайте найдём, что у клоунане в порядке?»

Демонстрационное пособие «Клоун Тёма»

Демонстрационное пособие

Задачи:

-Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания;

- Формировать желание детей участвовать в различных видах хозяйственно-бытового труда:  работе в уголке природы, дежурствепо столовой, в выполнение элементарных поручений;

- Воспитывать организованность и дисциплинированность;

- Учить подбирать предметы, необходимые для определённого вида труда;

- Воспитывать у детей чувство времени,  желание соблюдать режим дня.

Оборудование:

Часы с циферблатом -  «липучка»,сопровождаются сюжетными картинками, который крепятся в необходимом месте.Часы оснащены  механизмом, который позволят без дополнительной помощи отслеживать трудовые режимные моменты. Набор дидактических карточек с предметами для трудового воспитания.

Описание:

Вариант 1.

Демонстрационное пособие  предназначено для совместной деятельности воспитателя с детьми  младшего дошкольного возраста. В течение дня дети  рассматривают картинки, с помощью педагога определяют вид трудовой деятельности: помогать накрывать стол к обеду, одеваться на прогулку, убирать на место игрушки и т.д. Данное пособие приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену  трудовой деятельности. Демонстрационное пособие является системой распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, трудовой деятельности детей. Благодаря часам трудовая деятельность детей в течение дня обеспечивается разнообразием видов действий и их чередованием. Дети охотно выполняют  действия, изображенные на картинках, следуют указаниям, данным педагогом в стихотворной форме.

Вариант 2.

Воспитатель устанавливает стрелку часов наопределённый вид труда. Например, подготовка к обеду. Ребёнок подбирает картинки с предметами необходимыми  для организации дежурства по столовой: хлебницу, чашку, ложку, салфетницу.

Демонстрационное пособие «Волшебные часики»

Часы с циферблатом – «липучка», сопровождаются сюжетными картинками, которые крепятся в необходимом месте


«Волшебные часики»

расположены

в уголке дежурства

Дети подбирают картинки с предметами необходимыми для организации труда

Дидактическая игра

Задачи:

- Учить самостоятельно, подбирать одежду, соблюдать правильную последовательность при одевании силуэта;

- Закреплять знания названий предметов одежды;

- Приучать детей действовать последовательно, придерживаясь очередности действий;

- Воспитывать находчивость, настойчивость, изобретательность;

- Воспитывать стремление детей достигнуть желаемого результата и получить заслуживаемую оценку своим действиям;

- Создать радостное настроение.

Оборудование:

Магнитный силуэт девочки. Набор одежды из картона на магнитах.

Описание:

Воспитатель предлагаетребенку (с помощью магнитов) в определенной последовательности одеть девочку, самостоятельно подобрать для нее одежду. Как результат того,что все действия были выполнены правильно, воспитатель фломастером подрисовывает на  лице девочки улыбку.

Театрализованная дидактическая игра

Задачи:

- Рассказывать детям о понятных им профессиях (повар, шофёр, строитель, врач, полицейский, парикмахер), расширять и обогащать их  представления   о трудовых операциях, результатах труда;

- Развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам;

- Закреплять представления детей о предметах труда и их использовании в трудовой деятельности;

- Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;

- Приобщать детей к театрализованной деятельности, вовлекать в игру -  импровизацию.

Оборудование:

Театр на рукавицах. Набор орудий труда, выполненный из фетра на липучках.

Описание:

Вариант 1. «Кто работает?»  Воспитатель поочередно надевает рукавички и кратко рассказывает детям о человеке каждой профессии. Затем предлагает малышам повторить эти рассказы.

Вариант 2. «Кому что нужно?»Воспитатель раздает детям предметы труда и уточняет  их названия. Затем предлагает раздать  предметы людям той профессии, которым они нужны для работы.

Вариант 3.  «Театр профессий»Воспитатель разыгрывает сценки из жизни людей представленных профессий. Так же дети могут разыгрывать сюжеты самостоятельно.

Театрализованная дидактическая игра

«Нужные профессии»


Театр – свиток

Задачи:

- Формировать положительное отношение к труду, через приобщение детей к народному творчеству;

- Развивать   память, связную речь, внимание;

- Формировать интонационную выразительность речи;

- Формировать культуру общения, умение слушать взрослого и сверстника;

- Воспитывать доброту, чувство товарищества, отзывчивость, стремление прийти на помощь.

- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.

Оборудование:

Нетрадиционный театр –свиток «Колосок»

Результаты работы:L:\Без имени-1.jpg

Работая над темой, я столкнулась с проблемой полного отсутствия дидактического и игрового материала по трудовому воспитанию,который в непринужденной форме помог  бы мне приучить малышей к труду.  

Мною были разработаны и изготовлены дидактические, театрализованные  и игровые  демонстрационные пособия для формирования трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста, которые смогли заинтересовать  и привлечь внимание малышей. Яркий, большой персонаж как Клоун   сделал  трудовой процесс увлекательным, необычным.

У детей сформировались элементарные трудовые навыки и умения, они активнооткликаются на мои просьбы помочь, а также сами, наблюдая за «Волшебными часиками»выполняют поручения: подготавливают материалы для непосредственной образовательной деятельности: доски для лепки, кисти; убирают после игры на место игрушки; помогают накрывать стол к обеду. В процессе совместной работы сформировались навыки самообслуживания: умение самостоятельно есть, умываться, частично одеваться и раздеваться. Ребята замечали непорядок в одежде у Клоуна Тёмы- развязан шнурок, не застёгнуты пуговицы, устраняли недостатки. Благодаря театру на рукавичках «Нужные профессии», дети накопили конкретные представления о людях понятных им профессий.

Подводя итоги моей совместной деятельности с детьми, я могу смело сказать, что дети растут активными, деятельными, любознательными и  трудолюбивыми.

Мониторинг уровня сформированности трудовых навыков у детей второй младшей группы

2013-2014 уч. год

Анализируя представленные результаты,  мы видим повышение уровня сформированности трудовых навыков у детей 3-х -4 х лет. Наиболее высокие результаты выявлены в разделе «Хозяйственно-бытовой труд», уровень выше среднего в разделе «Самообслуживание». Повышение уровня способствовало применение практического материала в совместной работе воспитателя с детьми.


Вывод:L:\Без имени-1.jpg

Для привлечения детей к труду мы чаще всего используем различные виды мотивации: личную заинтересованность, возможность общения с взрослым, игровые моменты, так как считаем их самыми подходящими для детей младшего дошкольного возраста.

На мой взгляд, игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, помогают закрепить и расширить знания, способствуют более успешному усвоению трудовых навыков. Формирование трудолюбия происходило в игровой форме, мной использовалось много пособий, которые я придумала и изготовила сама. Благодаря красочности и доступности  Клоун Тёма вызвал огромный интерес у детей и стал ежедневным помощником воспитателя.

Я надеюсь, что мои методические разработки окажутся интересными и  полезными в работе педагогов по формированию трудовых навыков у дошколят.

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,возможность доставлять радость другим».

В. А. Сухомлинский.

Сведения об авторе:

  1. Фамилия, имя, отчество: Колдина Татьяна Геннадьевна
  2. Образование: среднее специальное

- год окончания 2013

- специальность:  «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Учится:  2 курс МГУТУ имени Г.К. Разумовского по специальности: «Бакалавр психолого-педагогического образования»

  1. Педагогический стаж работы: 8 лет
  2. Должность: воспитатель
  3. Квалификационная категория: первая
  4. Возрастная группа: вторая младшая группа


Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки.

Кто ж он? Отгадайте, детки!                   

                                        (Повар)

           

Умело кто ведет машину –

Ведь за рулем не первый год?

Слегка шуршат тугие шины,

Кто нас по городу везет?

                        (Шофер, водитель)

Если заболело ухо,

Или в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет … (врач)!

Кто же сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит –

Кто изменит внешний вид?       

                             (Парикмахер)


Шофёр

Целый день шофер трудился,

Он устал, он запылился.

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку

Свой огромный самосвал.

Повар

Дайте повару продукты:

Мясо, птицу, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждет вас вкусная еда.

 Повар

Ходит повар в колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Врач.

Все болезни лечит врач,

Он уколет – ты не плачь.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

Парикмахер.

Парикмахер знает дело,

Он ребят стрижет умело.

Зачем ходить косматыми?

Зачем ходить лохматыми?

Ведь лучше быть ребятами

Красивыми, опрятными.

Парикмахер.

Парикмахер непременно

Подстрижет вас современно.

Дайте ножницы, расческу,

Он вам сделает прическу.

Одеваем малыша.

        

Одеваем малыша,

Мы малышку голыша,

В рубашонку, шапку, шубку

Наряжаем мы Мишутку.

Обедать

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала,

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила. Е. Благинина

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки-невелички. Е. Благинина

Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор,

Будут все меня хвалить,

«Молодец» мне говорить!

Я сама

- Давай одеваться…

- Я сама! Я сама!

- Пойдем, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Идем, хоть причешу я…

- Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама!   И. Мувейка

Мышка, мышенька-малышка!

Дай водички мне стакан.

Рукомойничек, судомойничек!

Буду я посуду,

Всем ребяткам говорить:

«Лейся, лейся во-да,

Отмывайся, по-су-да!»

Строитель

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот 
домик из песка!
                                  Б. Заходер

Полиция


Если вы в беду попали,
Телефон 02 набрали.
К вам полиция придёт,
Всем поможет, всех спасёт.


«Что хочет делать Маша


Задачи: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах, предметах, необходимых для работы.


Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:
Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь 
Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (манная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают  картинки с изображением предметов.

«У нас порядок»

Задачи: расширять кругозор детей. Обогащать словарь. Приучать к чистоте и аккуратности.

Материалы: сюжетные картинки  и предметные картинки (ванночка, губка, мыло, полотенце и т.д.)

Ход игры: Воспитатель показывает детям сюжетную картинку, сопровождая словами «Машу нужно накормить, стол красиво ей накрыть», просит детей подобрать картинки с предметами необходимыми для организации приёма пищи.

«Кому это нужно»
Задачи: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот).

«Кто где работает?»

Задачи: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

        врач – в больнице…

        повар –на кухне…

«Кто это делает?»

Задачи: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает,  причесывает, сушит… парикмахер.

Жарит, варит, солит, пробует, кормит… повар

      

  

«Кому что нужно для работы?»

Задачи: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка  содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа  представлет докуме...

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших дошкольников

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших    дошкольников   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны  Куликовой, самообслуживание-это труд ...

Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»

Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на осно...

Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе

Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....

Методическая разработка Интегрированное занятие в младшей группе Тема: «Машенькины помощники»

Создание условий для развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей....

Методическая разработка Статья "Трудовое воспитание во второй младшей группе"

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества....

Методическая разработка по трудовому воспитанию. Квест-технология (структурирован по Игумновой Е.А., Радецкой И.В.) "Мы – волонтеры озера Байкал"

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...