Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ
статья на тему

Пультякова Наталья Витальевна

Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_doklad.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста

в разновозрастной группе ДОУ

(МБДОУ "Ашкаульский детский сад" Пультякова Н.В.)

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Важным этапом социализации ребенка с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение. Дошкольное учреждение является значимым этапом в социализации личности ребенка. Интегрированный в образовательную среду ребенок с ОВЗ, получающий коррекционную помощь, может воспитываться в группе вместе с нормально развивающимися детьми.

На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников. Необходимо создание открытой развивающей системы «детский сад – родители – социум» как условия успешной социализации детей, в рамках которой функционирует служба ранней помощи детям раннего возраста и детям, имеющим особенности в развитии. Служба ранней помощи, работающая с детьми с ОВЗ, оказывает систематическую психолого-педагогическую и социальную помощь детям в возрасте от трех до семи лет, а их родителям (законным представителям) –  консультативно–методическую поддержку по вопросам воспитания и обучения.

Мы глубоко убеждены, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Именно поэтому в нашем детском саду мы постарались наладить работу по социальной адаптации детей. В этом направлении мы работаем вместе со службой сопровождения МБОУ "Браженская СОШ"- дефектологом, логопедом и психологом. В результате такой работы мы выявляем детей, которых необходимо отправить на ПМПК. Как правило, для многих образовательных учреждений в этом заключается основная сложность и проблема, поскольку необходимо согласие родителей, которые зачастую вовсе не согласны с таким мнением педагогов, и всеми силами стараются убедить  в обратном. В нашем учреждении такая проблема не стоит, так как наши родители- это полноправные участники образовательного процесса, а также постоянные гости на всех мероприятиях детского сада. Они также присутствуют во время скринингового обследования специалистами МБОУ "Браженская СОШ", с ними проводится индивидуальная беседа о результатах скрингового исследования, даются рекомендации. Особое внимание мы уделяем родителям детей с ОВЗ, поскольку они нуждаются в нашей поддержке. Мы убеждены, что ранняя диагностика детей ОВЗ в ДОУ помогает избежать трудностей на дальнейшем этапе социализации ребенка. За последних три года 3-е ребят нашего детского сада прошли ПМПК, и в данный момент обучаются в коррекционной школе.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности в том числе и детей с ОВЗ. Для того, чтобы правильно организовать образовательную деятельность и в целом работу с такими детьми, мы постоянно пополняем свои знания, участвуя в различных семинарах, курсах повышения квалификации, методических площадках на базе МБОУ "Браженская СОШ" и др., посвященных работе с детьми ОВЗ. Нам бы хотелось поделиться опытом и рассказать о том, как мы организовали модель инклюзивного образования в нашем детском саду.

        В нашем детском саду появился особенный ребенок - мальчик  Ваня. На момент поступления ребенку было 3 года. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих.

         Наполняемость группы на тот момент составляла 21  ребенок. Наш сад имеет общеразвивающее направление. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у воспитателей  не было. Ребенок в дальнейшем некоторое время посещал специализированный детский сад в г.Канске, но потом в силу семейных обстоятельств и сопутствующих заболеваний у Вани, вновь вернулся в наш детский сад.

        Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Мальчик активный, любил находиться в обществе детей, любил тактильный контакт, сам часто поглаживал кого-то из детей. Ребенок хорошо слышал, но не реагировал на обращенную к нему речь. Наблюдался отменный аппетит, ребенок мог не только держать ложку, но и хорошо ею владел. Культурно-гигиенические навыки присутствовали. Навык посещения туалета тоже привит. Одеваться ребенок умел, как и раздеваться.

        Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно.

        Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Для данного ребенка была разработана Адаптированная образовательная программа, при составлении которой учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Мы наметили несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

        На начальном этапе работы нам  было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком мы  проводили в индивидуальной форме, и ребенок позже сам стал  по своему желанию садится на занятия с детьми подготовительной группы. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы обучали  ребенка способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали  Ване способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, надевать  штаны , снимать одежду.

Для развития общей моторики  мы привлекали Ивана к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении ребенка  Учили мальчика  брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомили его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития.

        Использовали в своей работе техники нетрадиционного рисования и художественного творчества. Ване очень нравилось рисовать.(рисование мыльными пузырями, декупаж, работа с мокрой бумагой, рисование солью, манкой, работа с крупами и так далее).

        У Вани развито чувство такта, любит танцевать, это самое любимое его занятие. На всех праздниках ребенок активный и всегда вместе с ребятами танцует.

        

          Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна  к новым условиям в детском саду.

        Ребенок стал адекватно реагировать на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность. В течение  дня пребывания в детском саду преобладал положительный эмоциональный фон.

        Благодаря слаженной работе педагогов детского сада и специалистов МБОУ "Браженская СОШ" нам удалось подготовить ребенка к дальнейшей социализации. На выпускном Ваня вместе с другими детьми и наравне с ними принимал участие в празднике, танцевал, играл, принимал поздравления. Родители и дети также не испытывали трудностей в общении с Ваней В данный момент Иван готовится к поступлению в специализированную школу в г. Иланске для детей с особыми образовательными потребностями.

В конце прошлого учебного года в нашем детском саду появился еще один ребенок, но успешно адаптироваться не смог.  Родителям было предложено посещать детский сад на неполный день.  

 Кириллу 6 лет, совместно со специалистами МБОУ "Браженская СОШ" мы попытались провести скрининговое обследование, на котором присутствовала мама ребенка. Результат получился отрицательным, ребенок не имеет никаких навыков. После беседы с мамой было предложено пройти ПМПК, с чем она согласилась. Ребенок прошел ПМПК, ему установлен диагноз- легкая умственная отсталость. В летний период воспитатели пытались найти контат с ребенком, приглашали посмотреть детский сад и пообщаться с детьми. Постепенно ребенок стал идти на контакт. В этом учебном году он уже будет посещать наш детский сад.

Для него была разработана Адаптированная программа с учетом Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальных особенностей ребенка.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

·Познавательное развитие

·Социально-коммуникативное развитие

·Речевое развитие

·Художественно-эстетическое

·Физическое развитие.

К сожалению, с Кириллом мы только начинаем работать, поэтому результатов совместной деятельности пока нет. Но будем стараться создавать все необходимые условия для того, чтобы социальная адаптация мальчика прошла намного легче и успешней.

На нашей территории есть еще один ребенок-инвалид- девочка 3,5 лет, которая имеет особенности психического развития и также нуждается в создании условий для получения, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Кроме этого, у ребенка сопутствующее редкое заболевание- фенилкетонурия, она нуждается в строгой диете. В связи с заболеванием мамой было принято решение о семейной форме воспитания.  Семье была оказана методическая помощь, даны рекомендации. В виду сложившейся ситуации ребенок в январе 2018 г. был отправлен на реабилитацию в г.Сосновоборск, где находился течении 8 месяцев. В данный момент ребенок находится дома, изменились обстоятельства семьи (умер папа девочки), и возникла необходимость в посещении детского сада. Учитывая особенности ребенка маме было предложено кратковременное пребывание ребенка  в детском саду. Нами разрабатывается Адаптированная программа для девочки, учитывая ее особенности и рекомендации ИПР. На следующей неделе запланировано посещение семьи совместно с представителями Опеки и Социальной защиты Канского района.

Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, наши совместные усилия, позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребёнка,наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"

Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познаватель...

Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста разновозрастной группы "Ищем сундучок со сказками домовенка Кузи".

Лето – удивительное время года, когда природа цветёт и благоухает, радуетсясолнцу и освежается дождями! Именно летом для ребятни наступает настоящее раздолье, ведь наступают каникулы! Наступает ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...

Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"

Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам духовно - нравственного воспитания....

План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста разновозрастной группы посредством русских народных сказок»

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.Задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских наро...

Инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»

Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых....