Организация проектной деятельности в детском саду
статья на тему

В этом материале я рассказываю об эффективных путях и средствах решения поставленных задач перед воспитателем. Проектная деятельность является одним из наиболее  ярких развивающих, интересных, значимых методов как  для взрослых так и для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Огородник Лилия Ефимовна, воспитатель

ГБДОУ № 25 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Организация проектной деятельности в детском саду»

(из опыта работы воспитателя)

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС ДО) образовательные учреждения должно:

  1. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  2. обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
  3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
  4. помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
  5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
  6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

  • они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • метод детского исследования,
  • метод проектов
  • метод моделирования проблемных ситуаций
  • метод рассуждения
  • метод решения проблемных задач, ситуаций.

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:

  • во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
  • во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
  • в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы и рассуждать;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Последовательность работы над проектами:

  1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  4. Обсуждает план с родителями;
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ ;
  6. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
  7. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
  8. Дает домашнее задание детям и родителям;
  9. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
  10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.

Разберем организацию конкретного проекта в группе на основе игры-путешествия. Игры-путешествия всегда привлекательны для детей, стремящихся совершить «путешествие» по неизведанным странам, испытать ряд приключений, почувствовать себя первооткрывателями, героями комиксов, фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности в детском саду.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...

Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"

ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...

Организация проектной деятельности в детском саду

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в детсом саду"...

Организация проектной деятельности в детском саду

Краткосрочный проект  "Осень золотая"...

Организация проектной деятельности в детском саду.

Материал раскрывает актуальность и востребованность проектной технологии , важность внедрения проектной технологии в жизнь   детского сада .Статья содержит материал о  теоретических и методо...

Особенности организации проектной деятельность в детском саду

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Организация проектной деятельности в детском саду.

Что такое метод проектов. Создание проблемной ситуации....