Рекомендации родителям и педагогам. «Как научить детей делиться»
консультация на тему

Чепрасова Людмила Викторовна

Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ответственность и уверенность в себе от принятия самостоятельного решения, как поступить в той или иной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_i_pedagogam.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и педагогам.

«Как научить детей делиться»

Педагог-психолог

МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

 Чепрасова Л.В.

     Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ответственность и уверенность в себе от принятия самостоятельного решения, как поступить в той или иной ситуации.

Если вы заставляете ребенка поделиться своей вещью, то естественная и психически здоровая реакция - это защита своих ценностей. Проявления защиты могут быть разными, от агрессии и обиды до отстраненности. Плохо для развития, когда ребенок соглашается отдать свои вещи под страхом лишиться чего-то важного. Чтобы ребенок подчинился, взрослые иногда начинают манипулировать ценностями в их отношениях: отвергают эмоционально, используют наказания, критикуют.

Как сформируется тогда личность ребенка, если насильно заставлять его отдать свою вещь. Главное нужно понять, насколько успешен будет человек во взрослой жизни, как он будет строить свои отношения с окружающими и сможет ли он защитить себя и свои ценности. Способен ли он будет в будущем достигать желаемого. Сможет ли уважать ценности и желания других.

Чтобы ребенок научился сотрудничеству и совместной деятельности, хотел делиться с окружающими, то родителям стоит пересмотреть свой подход к воспитанию.

Рекомендации родителям:

Организуйте в квартире личное пространство для ребенка. Дошкольника важно учить нести ответственность за свою собственность. Для этого ему необходима своя территория. В зависимости от условий закрепите за ним часть пространства в квартире. Это могут быть, как комната, так и кровать, стол, полка с игрушками, его личными вещами. Разрешите ребенку устанавливать свои правила на собственность, которые помогут сохранять и оберегать вещи.

Разрешите не отдавать свои игрушки, если он не хочет. Рассказывайте ребенку, когда он играет с другими детьми, что необязательно отдавать свои игрушки, если он не хочет. Но всегда можно договориться с партнером по игре ради совместной деятельности. Например, предложить меняться на время игры или придумывать игры во что-то другое. Можно сообщить, что еще сам не наигрался, или установить свои правила на пользование вещью.

Покажите, что вы уважаете собственность ребенка.

Если ребенок не хочет с вами чем-то поделиться, например конфетой или игрой, - вы можете сказать: «Жаль» либо «Очень хотелось», но при этом с пониманием отнеситесь к его выбору.

Демонстрируйте уважение к своей собственности.

Если ребенок проявляет интерес к вашим вещам, обозначьте для него, что можно делать с вашими вещами, а что делать нельзя. Когда можно брать ваши личные вещи, а когда - нет. Показывайте пример: разрешите посмотреть что-то из рук или взять, но с условием - потом положить на место.

Не показывайте, что вам стыдно за своего ребенка.

Если вы испытываете чувство стыда из-за того, что ваш ребенок жадничает при всех - не позволяйте вашему стыду принимать решения в пользу общества, предавая своего ребенка. Просто отнеситесь с уважением к чувствам окружающих, которые не получили желаемого, но защищайте интересы своего ребенка.

Рекомендации  педагогам:

В группе дети пользуются общими игрушками, из-за которых могут возникать конфликтные ситуации. Помогайте дошкольникам справляться с такими ситуациями, учите их договариваться.

Установите общие для всех правила порядка в группе. Важно установить общие правила, которые будут соблюдать все, включая воспитателей. Например, после игры все сразу убирают игрушки на свои места, чтобы в следующий раз можно было их найти.

Обязательно аргументируйте, зачем выполнять то или иное правило. Разъясняя каждую ситуацию, вы сформируете у детей положительную мотивацию, осознанное отношение к необходимости соблюдать правила порядка в группе, ответственность за свои поступки.

        

Вмешивайтесь в ситуации, когда несколько детей претендуют на одну игрушку. Попробуйте совместно с детьми решить, кто будет играть первым, а кто может еще немножко подождать. Возможно, вы найдете совместное решение. Поговорите с дошкольниками о том, что их так заинтересовало в этой игрушке, чем она для них хороша. Вы сможете развить общую беседу и отвлечь детей от ссоры.

Узнав об интересе воспитанников к одной игрушке, можно попросить поискать другие игрушки в группе с похожими признаками. Так вы организуете их совместную деятельность и переключите внимание.

Рассказывайте, как важно уважать друг друга.

Проговорите с детьми правила вежливости и проиграйте их в совместной игре. Смоделируйте для детей игровую ситуацию, где один имеет право на свои желания, а другому их нужно уважать. Расскажите детям, что получить отказ в игре - это не так страшно и вовсе не значит, что вам не рады. Просто другому ребенку сейчас важно что-то свое. Объясните, что в такой ситуации не нужно обижаться, плакать. Можно придумать свою игру и пригласить в нее других детей.

Показывайте детям своим примером, как с уважением относиться к другим людям и к себе. Демонстрируйте, как спрашивать, можно ли взять чужую вещь, и как реагировать на отказы. Покажите, как разрешать и не разрешать что-то самим, аргументируя это.

Не ругайте и не критикуйте детей за ошибки в контактах. Ребенок, которого все время критикуют, чувствует себя плохим, отверженным. Это может препятствовать желанию проявлять инициативу, вступать в контакт и тем более делиться чем-то.

Пока дети не умеют определять заранее, как правильно поступить, сопровождайте их в конкретных ситуациях и показывайте положительные примеры взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам по воспитанию детей с разным видом темперамента.

Рекомендации родителям и педагогам  по воспитанию детей  с разным типом темперамента....

Статья для родителей и педагогов "Как научить детей быть благодарными"

В нашей жизни, к сожалению мы часто сталкиваемся  с чёрствостью, безразличием и неблагодарностью. Очень важно научить детей быть благодарными, ценить то, что у них есть. Как это сделать? В этой с...

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДЕЛИТЬСЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ

Что будет, если заставлять ребенка отдавать своеЕсли вы заставляете ребенка поделиться своей вещью, то естественная и психически здоровая реакция – это защита своих ценностей...

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности.

Рекомендации родителям и педагогам. Художественные произведения детям о пожарной безопасности....

Рекомендации педагога - психолога для родителей на тему: Как научить ребёнка делиться (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Общие рекомендации для родителей детей- дошкольников, как правильно вести себя в ситуациях социального взаимодействия ребенка в детском коллективе, в условиях ограниченой предметной среды....