Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования
методическая разработка на тему

Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06-1844. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_dop.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО п.2).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими. В части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены разработанные педагогическим коллективом дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов (ФГОС ДО п.2.9.).

Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся [2].

При разработке дополнительной общеразвивающей программы педагоги ориентируются на примерные требования к программам дополнительного образования детей [3], в которых структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов дополнительных общеразвивающих программ выглядит следующим образом:

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения дополнительной общеразвивающей программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

- название дополнительной общеразвивающей программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;

- срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;

- ФИО, должность разработчика(ов) дополнительной общеразвивающей программы;

- название города, населённого пункта;

- год разработки дополнительной общеразвивающей программы.

2. Пояснительная записка (общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы) раскрывает:

- направленность дополнительной общеразвивающей программы (физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и др.);

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность (современность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы);

- цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима,

задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель;

- отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы (характерные свойства, отличающие программу от уже существующих программ; отличительные черты, основные идеи, которые придают дополнительной общеразвивающей программе своеобразие);

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы;

- сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (количество недель, месяцев, лет, этапы);

- формы и режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);

- планируемые результаты и способы определения их результативности (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, результатов, приобретаемых воспитанниками при освоении дополнительной общеразвивающей программы по её завершению и формулируются с учётом цели и содержания дополнительной общеразвивающей программы);

- формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).

3. Учебно-тематический план содержит:

- перечень разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы;

- учебный план (количество теоретических и практических часов по каждой теме и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме).

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы (учебно-тематического плана) – это краткое описание разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с последовательностью плана, включая описание теоретических и практических видов занятий, форм контроля, соответствующих каждой теме.

Диагностический инструментарий – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанников планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает дидактический материал (каталог игр, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий; наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); раздаточный материал, модели, макеты и др.); материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др.)

- методические материалы – описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

6. Список использованной литературы с указанием (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Можно прописать литературу для родителей (законных представителей).

Планирование может быть представлено в разных вариантах:

1 вариант:

Тематический блок

Тема

Занятие, вид деятельности

Количество занятий

Сроки

2 вариант:

Тематический блок

Тема

Программное содержание (задачи)

Занятие, вид деятельности

Количество занятий

Сроки

Оценка результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы – педагогическая диагностика, которая даёт сведения об уровне сформированности качеств ребёнка и содержит общий вывод об уровне его развития по данной дополнительной общеразвивающей программе.

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей  (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Создание рабочих групп по разработке дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования.

Создание рабочих групп по разработке дополнительных общеразвивающих программ....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Я хочу читать"

Программа «Я хочу читать» направлена на организацию занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Представленная программа построена на принципах развива...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...