Доклад «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы»
методическая разработка на тему

Романова Лидия Александровна

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад   «Приобщение детей раннего возраста

к произведениям художественной литературы»

                                                                                Литература во всех ее видах —

не что иное, как тень доброй беседы.

Роберт Луис Стивенсон

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

      Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Целью данной работы является ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой.

Задачи:

- Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста;

- Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

- Рассмотреть методику чтения художественной литературы;

- Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. И как результат, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Ребёнок выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т.е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» -в детском саду. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

В ясельной группе используют произведения разных жанров Русский фольклор

Песенки, потешки . «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; 

Сказки . «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор на родов мира   ;  «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского.  «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

Поэзия - А.Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке

Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

 

Педаог учит детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращает внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекает детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.

Для развития речи малышей  проводятся занятия с использованием художественного слова — знакомят с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениям. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, вёдрышко...».

 

Решают такие задачи: развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

 Работу с детьми проводят индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовят наглядный материал, который предполагают использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины,  наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели мое лицо, а не только слушали голос. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи.

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок»

 Использование иллюстративного материала при чтении вслух  небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, , дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации в книге.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

Малышам нравится договаривать  недостающие слова в стихотворении Например :. Идет...(бычок).. качается, Вздыхает …(на ходу):………….

Я люблю свою... (лошадку), Причешу ей шерстку …(гладко)          ,

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос педагога должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера  читаю, не прерывая себя . Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, объясняю  зарание или наглядно продемонстрировать

  Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные ,но аккуратно подклеенные Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо  детям

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой  . Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель : дать возможность ребенку общаться с книгой.  У малышей должно быть как можно больше книжек- игрушек. ( показать!)

 

Основными методами и приемами  в работе являются словесные; практические, наглядные.

·         Чтение по книге или наизусть.

·         Рассказывание

·         Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

·         Заучивание наизусть.   

·         Игры – драматизации.

·         Дидактические игры

·         Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

·         Театрализованная деятельность.

·         Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Сотрудничество с родителями. :Родительские собрания, индивидуальные консультации, папки – передвижки, выпуск экспресс информации, театральные гостиные, участие в групповых праздниках, игротеках и утренниках :

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы...

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».

Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего ...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...

Приобщение детей раннего возраста к чтению художественной литературы

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. Современные дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в...

Консультация для педагогов «Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной литературы и фольклору»

Консультация для педагогов «Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной литературы и фольклору» Приобщение ребёнка к художественной литературе следует начинать с ран...