Детям о войне 1941-1945
статья

Ластухина Надежда Филипповна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_o_vov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детям о войне 1941-1945

   Со времен Великой Отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.

 Родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.

Зачем рассказывать детям о войне. Одним из важных этапов развития личности ребенка является его разностороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне:

- у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости,

- у девочек – забота о близких, пострадавших.

Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

В нашем детском саду проведение тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Мы полагаем, что чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи. Именно поэтому воспитатели нашего дошкольного учреждения тесно сотрудничают с родителями воспитанников. В таком комплексном подходе не только расширяются познания ребенка о войне 1941-1945 годов. Это позволяет нам сформировать у воспитанника правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Почему началась война. Педагогов и родителей наших воспитанников очень волнует умение объяснять дошкольникам причины войны 1941-1945 годов. Дети должны понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разных стран.

Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой. Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку мы объясняем, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.

Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом. Русские почти 4 года зачищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Как рассказать детям о войне в детском саду. Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно. Для этого мы проводим целый комплекс мероприятий. При этом мы учитываем возраст аудитории. Так, в младших группах мы рассматриваем слайды, презентации, читаем стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких. Показываем и рассказываем о наградах, медалях и орденах.

С детьми постарше проводятся интересные беседы о подвигах, технике и оружии. В старших возрастных группах неоднократно проводятся встречи с ветеранами. Систематически проводятся походы и экскурсии к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, организуем посещение музеев.

Будучи равноправными партнерами, родители воспитанников являются активными участниками воспитательного процесса. Они совместно с педагогами и воспитателями, участвуют в определении цели деятельности. Совместно планируя предстоящую работу, они участвуют в распределении сил, помогают организовать походы и экскурсии, встречи с ветеранами Великой отечественной войны. Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей, мы корректируем их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада мы проводим беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями готовятся тематические рисунки и поделки, которые размещаются на выставке в центральном холле детского сада. Также с малышами разучиваются самые простые стихотворения и песни о войне, армии, мужестве.

Для детей средней группы детского сада мы устраиваем встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читаем рассказы, стихи о войне, рассказываем о подвиге советских людей. Детям предлагаются тематические беседы на следующие темы: «Что мне известно о Великой отечественной войне», «Роль женщин при защите Родины во время ВОВ», «Сталинградская блокада», «Блокада Ленинграда», «Подвиг пионеров-героев», «Подвиг советских людей», «Рассказ о тех, кто трудился в тылу», «Четвероногие помощники на фронте», «Дети войны».

С детьми старшей и подготовительной групп детского сада педагогами и воспитателями ДОУ систематически организуются тематические утренники с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. При этом делается акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволяет им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Ежегодно организуются концерты, где встраиваются встречи с ветеранами, участниками боевых действий.

В рамках тематической недели, посвященной Дню Победы организовываются  посещение музеев боевой славы, экскурсии к памятникам войны, устраиваются чтения книг о подвигах, битвах, полководцах, проводятся выставки и спортивные соревнования. Тематические беседы проводятся по следующим темам: «Фотохроника военных дней», «Памятники воинской славы», «Великие битвы, полководцы», «Города-герои», «Военная техника».

Дети старшего дошкольного возраста ежегодно являются активными участниками городских, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов творческих работ и фотографий, посвященных памятной дате («Георгиевская ленточка», «Галерея великой Победы», «Спасибо за мир, который вы подарили», «Письмо фронтовику», «Мы – наследники Победы», «9 мая», «День Победы» и др.)

Помимо этого они вместе с воспитателями участвуют в параде дошколят.

В этом возрасте дети вместе с воспитателями и родителями готовят подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Хорошо организовать создание тематических лепбуков. Просматривая их, дошкольники снова и снова будут вспоминать подвиг советских людей.

Проводятся ежегодные акции «Цветок ветерану».

Важно рассказать детям о Чувашии в годы Великой отечественной войны. Рассказать о книге памяти «Астӑвӑм Память». Что она была создана с целью увековечения памяти погибших при защите Отечества. Книга Памяти – это историко-мемориальное издание об участниках Великой Отечественной войны, уроженцах и жителях Чувашии.

Военные профессии. Рассказывая дошкольникам о войне, воспитатели обязательно обращают внимание дошкольников к военным профессиям. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие. К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми. Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой отечественной войне, мы подчеркиваем то, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех, кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

Пионеры-герои. Детям дошкольного возраста интересно узнавать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.  

 Города-герои. Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Поэтому просматривая фото-слайды, в беседах с детьми мы объясняем детям, за что некоторые города получили такое звание. Мы отмечаем, что звание города-героя – почетное. Оно присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество. Города-герои есть на территории Российской Федерации, Беларуси, Украины.

Знакомя с Брестской крепостью, мы отмечаем, что она первой приняла на себя удар врага. Солдаты отважно сопротивлялись попыткам врага занять территорию в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для дальнейшего противостояния. Но практически все они погибли в этом неравном бою.

Говоря о городе-герое Одессе, расположенном на юге Украины, мы обращаем внимание дошкольников на то, что он имеет выход к морю, необходимый для разработки военных тактик и стратегий. Поэтому фашистские войска решили захватить этого город. Войска врага были велики, окопы и баррикады не могли сдерживать натиск, но местные жители спрятались в приморских пещерах и по ночам тайком пробирались в город и подрывали дома с фашистами, выводили из строя технику. Так началась подрывная война против немцев.

Город-герой Ленинград находился во вражеском кольце около двух долгих лет. Фашисты окружили город, не пускали в него обозы с продовольствием, лекарствами, испортили систему теплоснабжения. Люди голодали, мерзли, болели, но не сдались врагу.

Награды. Рассказывая о подвигах солдат советской армии, мы знакомим детей с медалями, орденами и специальными наградами, которыми они были отмечены за свои заслуги перед Отечеством. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена «Красного знамени», Кутузова, Невского, Суворова, «Красной звезды», награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда» получали не только командиры дивизий, отрядов, но и обычные солдаты, рядовые бойцы, партизаны, дети-герои.

Советы родителям. В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша. На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Как рассказать детям о войне 1941-1945"

laquo;Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов?»Мамы и папы, рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День Победы?Этот День Победы. Только ...

Детям о войне 1941-1945

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордос...

Детям о войне 1941-1945

Великая Отечественная война 1941–1945 годов изменила судьбы миллионов людей. Кто-то сражался и погиб в боях, кто-то трудился для фронта, кто-то голодал и терпел...

Консультация для родителей. Как рассказать детям о войне 1941-1945 в детском саду, детям 3-5 лет?

К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте конечно же не стоит вдаваться в подробности. Достаточно рассказать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая люди пр...

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "...

ДЕТЯМ О ВОЙНЕ 1941-1945 ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

     Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей все...

Как рассказать детям о войне 1941-1945 в детском саду, детям 3-5 лет?

Как рассказать детям о войне 1941-1945 в детском саду, детям 3-5 лет?...