План самообразования
материал на тему

Шерстнева Ольга Леонидовна

Основные направления работы по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx58.12 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Шерстневой Ольги Леонидовны

по теме:

«Моделирование как средство развития образного и словесно-логического мышления».

Цель:

Систематическое повышение эффективности и качества педагогического мастерства.

Задачи:

Изучение педагогических, методических литературных источников по использованию метода моделирования в ДОУ.

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Совершенствование знаний по проблеме внедрения метода моделирования в  образовательно-воспитательный процесс.

Создание методической лаборатории по теме.

Обобщение и распространение опыта по теме самообразования.

Актуальность выбранной темы:

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что:

  •         во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  •         во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  •        в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Метод моделирования очень доступен для использования его в детском саду, ведь в его основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Для организации этой работы не нужны особые материальные затраты - воспитатель может использовать бумагу, картон, подручный и бросовый материал, который всегда имеется под рукой. Метод наглядного моделирования можно с успехом применять в различных видах деятельности. Используя в своей работе наглядное моделирование, можно научить детей: добывать информацию; проводить исследование; делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей

  • сформированы базовые представления об окружающем мире;
  • созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
  • созданы предпосылки к успешному школьному обучению.

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

Цель: выявить и изучить особенности использования метода моделирования  в работе с детьми дошкольного возраста  

                                       Список литературы

Сроки

1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9.

Сентябрь

  2014 г.

2. Лаврентьева Т.В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1983.

Ноябрь

  2014 г.

3. Борякова,Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие. М.: Изд - во Владос, 2003.

 Февраль

  2015 г.

4. Веракса, А.М. Преобразование знакомых и сочинительство новых сказочных историй по схемам, по рисунку, по модели» /А.М. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 2010.

   Май

  2015 г.

5. Челышева, А. А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников / А. А. Челышева. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

 Август    2015 г.

6. Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). -- Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

7. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей. // Дошкольное воспитание. - 1975.

Октябрь

  2015 г.

Январь

2016 г.

8. Леон Лоренсо С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М., 1986.

Апрель

2016 г.

9. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Нищеева. – Детство-Пресс, 2009.

Сентябрь

 2016 г.

10. Рачкова, Е.С. Метод моделирования как средство развития связной речи у дошкольников / Е.С. Рачкова. – [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/645950/.»

Февраль

2017 г.

     

                                         Работа с родителями

Цель: Раскрыть актуальность и важность метода моделирования при подготовке детей к обучению в школе (эффективного развития мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.), привлечь родителей к активному сотрудничеству.

                                              Содержание работы

  Сроки

Круглый стол «Метод моделирования для малышей».

Октябрь

2014 г.

Практикум «Использование первых моделей».

Декабрь

2014 г.

Акция «Волшебные шарики». Привлечение родителей к изготовлению новой дидактической игры по моделированию.

Ноябрь

2015 г.

Консультация «Дидактические игры по моделированию, видовое разнообразие».

Февраль

2015г.

Папка-передвижка «Использование подручного и бросового материала для занятий по моделированию дома».

Сентябрь

2015 г.

Групповое родительское собрание «Моделирование как одно из эффективных средств обучения и развития ребенка дошкольного возраста».

Декабрь

2016 г.

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей».

Апрель

2016 г.

Устный журнал «Наглядное моделирование – средство развития речевой активности».

Март

2016 г.

Консультация «Заучивание стихотворений с использованием метода моделирования».

Практикум по изготовлению мнемотаблиц.

Сентябрь  2017 г.

Акция «Разноцветные палочки». Привлечение родителей к сбору материала для новой игры по моделированию.

В течен.

года

Круглый стол «Подводим итоги…»

Апрель

2018 г.

 

                                       

                                            Работа с детьми

2013-2014 учебный год

Задача: помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы; сформировать базовые представления об окружающем мире; создать условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений.

Цели:

формировать базовые представления об окружающем мире, как основы социальной компетентности ребенка раннего возраста при переходе из одной микросоциальной среды в другую;
создать условия для накопления и обогащения субъективного опыта ребенка при ознакомлении с окружающим миром;

разработать базовые игровые комплексы, позволяющие моделировать различные социально-бытовые и проблемные ситуации, доступные пониманию ребенка.

                2014 – 2015 учебный год.
Цели: 

Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
Создать предпосылки для работы с мнемотаблицами.                                              
Учить вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты.                   Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность.

  1.  – 2016 учебный год.

Цели:                                                                                                                     Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;                                                                                           Способствовать освоению методов и приёмов запоминания, их осознанное применение, активно используя мнемотехнику;                                                     Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;                                                                                                               Продолжить  развитие творческих способностей: фантазии, воображения;              Способствовать развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

  1. – 2017 учебный год.

Цели:                                                                                                                Продолжать работу по освоению методов и приемов запоминания в процессе заучивания стихов, составления рассказов, используя приемы мнемотехники.        Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения (рассказы, сказки).                                                                                                            Учить составлять описательные рассказы о предметах, явлениях по схеме графического моделирования.                                                                                 Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.                                                                                    Учить составлять схематические рисунки, т.е. предварительно воплощать конструктивный замысел в схеме.                                                                            Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию движений при моделировании в технике «оригами».

  1. – 2018 учебный год.

Цели:                                                                                                                    Продолжать учить составлять схематические рисунки, т. е. предварительно воплощать конструктивный замысел в схеме.                                             Способствовать развитию мелкой моторики, координации движений при моделировании в технике «оригами».                                                                    Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.                                                                                 Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.         Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.                                                    Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

Перспективное планирование видов деятельности с     использованием метода 1 младшая группа.

2013 -2014 уч. год

месяц

Виды деятельности

сентябрь

октябрь

Подготовка к работе над темой: подбор и изучение методической литературы, изготовление и приобретение игр и пособий.

ноябрь

Дидактическая игра «Собери картинку из частей» - «Козочка».

  1. Дидактическое упражнение «Построй матрешек по росту», моделирование «Кроватки для матрешек».
  2. Моделирование «Одень куклу на прогулку» (сезонная одежда).
  3. Создание панно «Пасмурный день».

декабрь

  1. Моделирование зимней картинки в уголке природы «Зима пришла».
  2. Дидактическое упражнение «Узнай предмет по схеме» (санки, лыжи, снеговик и т.д.)
  3. Обувь - замена геометрическими фигурами.
  4. Настольная игра «Украсим елку» (создание образа нарядной новогодней елки); моделирование новогоднего шара – елочной игрушки.

январь

  1. Каникулы
  2. Дидактическое упражнение «Узнай предмет по схеме» (сапоги, ботинки, платье, юбка, брюки и т.д.)
  3. Дидактическое упражнение «Подбери схему к предмету».
  4. Игра «Строим мебель для кукол» (деревянный конструктор); игра «Бусы для кукол» (моделирование из деревянных элементов).

февраль

  1. Соответствие графическим изображениям: легкий – тяжелый, плывет – тонет и т.д.
  2. Игры с липучками «Машины легковые и грузовые»;

моделирование из крышек «Разноцветные дорожки».

  1. Моделирование из спичек «Кормушка для птиц».
  2. Моделирование пар по силуэтным картинкам «Домашние животные и их детеныши».

март

  1. Моделирование картинки способом наложения «Цветы для мамы».
  2. Дидактические игры «Разложи карандашики по стаканчикам», «Парочки», «Собери картинку из частей».
  3. Дидактическая игра «Кому что нужно» (профессиональные предметы).
  4. Моделирование из геометрических фигур «Петрушка», «Мишка», «Зайка»(плоскостной деревянный конструктор).

апрель

  1. Моделирование весенней картинки в уголке природы «Весна пришла».
  2. Дидактическое упражнение «Узнай предмет по схеме» (пылесос, стиральная машина и т.д.)
  3. Дидактическая настольная игра «Починим машину».
  4. Моделирование картинки способом наложения «Золотая рыбка».

май

  1. «Узнай птицу» - сопоставление картинки и силуэта.
  2. Дидактическое упражнение « Подбери схему к игрушке».
  3. Дидактическое упражнение «Узнай предмет по схеме».
  4. Моделирование картинки участка по итогам экскурсии «Наш участок»; дидактическая игра «Цветочки на веночки».

                                                 2 младшая группа.

2014 – 2015 уч. год

Месяц

Виды деятельности

сентябрь

  1. Моделирование картины на тему «Цветы».
  2. Работа с плоскостным конструктором «Город»-моделирование маленьких и больших домиков.
  3. Моделирование с помощью геометрических фигур:

«Паровозик с вагонами», «Грузовик», «Пирамидка» и др.

  1. Дидактическое упражнение «Узнай овощи по силуэту».

октябрь

  1. Дидактическое упражнение «Узнай фрукты по силуэту».
  2. Дидактическое упражнение «Подарки» ( маме, папе, другу, подружке) - работа с подручным материалом.
  3. Плоскостное моделирование «На деревьях листья пожелтели».
  4. Действия с крупным строительным материалом «Мебель для кукол».
  5. Моделирование из силуэтных изображений «Грибы большие и маленькие» - подобрать ножки к шляпкам.

ноябрь

  1. Моделирование Российского флага из цветного картона.
  2. Моделирование Татарстанского флага из цветного картона.
  3. Моделирование из спичек «Деревья листья сбросили».
  4. Игры с силуэтными персонажами «Угадай-ка».

декабрь

  1. Моделирование из картона «Снеговики».
  2. Игры с цветными липучками – моделирование картинки «Грузовики едут на стройку».
  3. Дидактическое упражнение «Расскажем сказку вместе» ( с использованием силуэтных персонажей и модельных схем)
  4. Моделирование образа елки из подручных материалов

( спички, палочки, трубочки от сока, пуговицы, веточки настоящей ели и т.д.)

январь

1.Дидактическое упражнение «Кто на чем едет» (коньки, санки,

лыжи).

2. Моделирование из бумаги «Книжечка».

3.  Дидактическое упражнение «Для кого это?» (сгруппировать

силуэтные изображения – посуда, медицинские

принадлежности, парикмахерские принадлежности и др.)

4.Моделирование картинки «Город» с использованием

плоскостного конструктора.

февраль

  1. Действия с силуэтными изображениями «Мамы и их детеныши».
  2. Дидактическое упражнение «Подбери схему» ( кто где живет: белка – дупло, медведь – берлога, лиса – нора и т.д.)
  3. Моделирование из геометрических фигур на тему «Военная техника».
  4. Дидактическое упражнение «Подбери схему» (какая посуда?)

март

  1. Моделирование из геометрических фигур «Красивый узор», «Салфетка для мамы».
  2. Моделирование «Ручейки» (из крышек голубого и синего цвета – длинный, короткий, узкий, широкий)
  3. Дидактические игры «Составь узор», «Укрась одежду» с использованием татарского орнамента.
  4. Действия с  разрезными картинками «Гжель», «Хохлома», «Городец».

апрель

  1. «Скворечник» - моделирование из крупного и мелкого строительного материала.
  2. «Ракета» - моделирование из крышек.
  3. Перенос изображения модели на поднос с песком.
  4. «Узнай по схеме» - акула, дельфин, кит, осьминог и т.д.

май

  1. Моделирование из цветного картона «Салют».
  2. Создание картинки «Одуванчики».
  3. Моделирование «Светофор».
  4. Дидактическое упражнение «Подбери схему к насекомому».

       

                                                               Средняя группа

                                                 2015 – 2016 уч.год

  Месяц

                  Виды деятельности

  сентябрь

1. Дидактическая игра «Одень куклу» (моделирование костюма по заданной схеме).

2. Дидактическое упражнение «Ночная сказка» (пересказ сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» с использованием теневых силуэтных изображений).

3. Дидактическое упражнение «Составь предложение» (с опорой на схемы).

4. Знакомство с блоками Дьенеша.

   октябрь

1. Рассказ об овощах и фруктах с опорой на мнемотаблицу.

2. Дидактическое  упражнение «Узнай гриб» (соотнести картинку со схематическим изображением).

3. Мнемотаблица «Осень» (рассказ о времени года).

4. Плоскостное моделирование при помощи спичек «Дождливый день».

    ноябрь

1. Региональный компонент .А. Алиш «Два петуха» (пересказ сказки с использованием мнемотаблицы).

2. «Осенние приметы» (рассказ с опорой на картинки-символы).

3. Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»

( выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку воспитателя).

4. Дидактическое упражнение «Предмет и форма».

   декабрь

1. Русская народная сказка «Снегурочка» (пересказ с элементами моделирования).

2. Региональный компонент. Дидактическая игра «Украшаем ичиги» (моделирование узора по мотивам татарского народного орнамента).

3. Вспоминаем любимые стихи с опорой на мнемотаблицу «Трое» Босев.

4. Дидактическое упражнение «Сказочные домики» (подбор подходящего схематического плана).

5. «Красивые башни» (моделирование по заданному плану-схеме).

    январь

1. Дидактическая игра «Калейдоскоп узоров».

2. Знакомство с дидактической игрой «Танграм» (моделирование по заданной схеме и свободному замыслу).

3. Мнемотаблица «Зима» (рассказ о времени года).

4. Работа с конструктором – моделирование домиков по заданной схеме.

   февраль

1. Региональный компонент: «Дидактическая игра «Украшаем фартук и калфак» (моделирование узора по мотивам татарского народного орнамента).

2. Рассказ о любимой игрушке с опорой на мнемотаблицу.

3. «Военная техника» (плоскостное моделирование из геометрических фигур по заданной схеме и свободному замыслу).

4. Знакомство с дидактической игрой «Вьетнамские головоломки» (моделирование по заданной схеме).

      март

1.Знакомство с дидактической игрой «Веселые человечки» (найди такую схему).

2. Учим стихи о маме (с опорой на мнемотаблицы).

3. Региональный компонент : пересказ сказки с использованием теневых силуэтных изображений (по выбору воспитателя).

4.Дидактическая игра «Калейдоскоп узоров».

    апрель

1.Мнемотаблица «Весна» (рассказ о времени года).

2. «Ракета», «Космическая станция» (моделирование из геометрических фигур, спичек,  деталей конструктора (по заданной схеме и собственному замыслу).

3. Пересказ сказки «Теремок» (с использованием метода моделирования).

4.   Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»

( выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку воспитателя).

       май

1.Моделирование весенней картинки при помощи геометрических фигур.

2. Рассказ о насекомых с опорой на мнемотаблицу.

3.Моделирование с использованием плоскостного конструктора «Город» (по заданным схемам).

4. Региональный компонент: пересказ сказки «Болтливая утка» (с использованием метода моделирования).

В течение года:

 действия с Блоками Дьенеша

 составление творческих рассказов с использованием силуэтных изображений

                                           Старшая группа

                                          2016 – 2017 уч. год

Месяц

 

    Организованная деятельность      

Совместная деятельность с педагогом (в течение дня)

сентябрь

1.«В лесу» - моделирование картинки с использованием геометрических фигур.

2. Дидактическое упражнение «Приметы осени» - действия со схематическими изображениями.

3. Заучивание стихотворения

И. Белоусова «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

4. КМД «Морковка» - моделирование из бумаги в технике «оригами».

1. Дидактическая игра «Волшебные шарики» (подгруппы).

2. Региональный компонент: «Два петуха» - пересказ сказки А. Алиша с опорой на мнемотаблицу.

3. «Осенние фантазии» - плоскостное моделирование из природного материала (сухие палочки, опавшие листья) – на прогулке.

октябрь

1.КМД – «Машины» - обучение составлению схематического рисунка – плана конструирования.

2. Развитие речи. Обучение рассказыванию. Описание кукол по схеме графического моделирования.

3. Рисование. «Городецкая роспись» - рисование по опорным схемам.

4. ФЭМП. «Веселые построения» - отображение шеренги детей при помощи полосок определенного цвета и размера.

1. Дидактическое упражнение «Составь предложения об осени» (с опорой на схемы).

2. Дидактическое упражнение «Мы делили апельсин» (формирование понятия «целое» и «часть»).

3. Дидактическое упражнение «Расскажи – ка» - описание птиц с опорой на мнемотаблицу.

ноябрь

1.Развитие речи. Чтение стихов об осени с опорой на мнемотаблицы.

2. КМД – моделирование самолета из строительного материала.

3. Лепка. «Любимые игрушки» - с опорой на схематические изображения выполняемых действий.

4.Региональный компонент.

Рисование – татарский национальный орнамент.

1.Дидактическая игра Лото «Веселые человечки» (подгруппы).

2. «Моя семья», «Веселые истории из жизни животных» - составление творческих рассказов с использованием силуэтных изображений.

3.Региональный компонент. Дидактическая игра «Укрась предметы одежды».

декабрь

1.ФЭМП. «Геометрические дорожки» - выкладывание геометрических фигур под диктовку воспитателя.

2.Развитие речи. «Как лисичка бычка обидела» - пересказ сказки с элементами моделирования.

3. КМД «Робот» - обучение составлению графического рисунка.

4. Рисование.  «Усатый полосатый» - создание образа с опорой на схему последовательности действий.

1.Дидактическая игра «Построй дом по схеме» - моделирование из строительного материала.

2. Дидактическая игра «Калейдоскоп узоров» (подгруппы).

3. «Елочные украшения» - моделирование из полосок, конусов, цилиндров.

 январь

1.ФЭМП – игра «Вьетнамские головоломки» - создание модели из частей по предложенной схеме.

2. КМД «Коробочка» - моделирование из бумаги.

3. Лепка «Зайчик» с опорой на схему выполняемых действий.

4. Развитие речи. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.

1.Региональный компонент. «В гости к сказке» - пересказ знакомых сказок с использованием теневых изображений.

2. «Какая фигура потерялась?»

логический диктант.

3. Дидактическая игра «Крышечки - считалочки» (подгруппа).

февраль

1.Рисование. «Золотая хохлома» - рисование по опорным схемам.

2. КМД. «Игрушки» - моделирование из конусов.

3.Развитие речи. Пересказ сказки

А. Толстого «Еж» по модельной схеме.

4. ФЭМП. Дидактическое упражнение «Раздели предмет на части» - графическое моделирование

1. «Зимние забавы» - составление рассказа по графическим схемам.

2. Действия со спичками «Зимняя ночь» - моделирование сюжетной картинки.

3. Дидактическое упражнение «Подбери схему к предмету» (елочки разной высоты и формы, снеговики разных размеров и т. д.).

  март

1.Развитие речи. «Купили щенка» - составление рассказа по графическим изображениям.

2. Аппликация «Сказочная птица» с опорой на схему выполняемых действий.

3. КМД. «Щенок» - моделирование из бумаги в технике «оригами».

4. ФЭМП. Дидактическая игра «Танграм» - создание модели из частей по предложенной схеме.

1. «Букет для мамы» - моделирование из бросового материала.

2. Региональный компонент.

«Красивый ковер» - плоскостное моделирование с использованием татарского орнамента.

3.Дидактическое упражнение

«Расскажи –ка» - описание домашних животных с опорой на мнемотаблицу.

  апрель

1.ФЭМП. «Раздели квадрат на части» - графическое моделирование.

2. КМД. «Ракета летит в космос» - моделирование из бросового материала.

3. Аппликация «Наша новая кукла» с опорой на схему выполняемых действий.

4.Развитие речи. Чтение стихов о весне. Заучивание с опорой на мнемотаблицы.

1.«Кораблики» - моделирование в технике оригами.

2. Региональный компонент.

Дидактическое упражнение

«Гаилэ» («Семья») с использованием теневых изображений.

3.Действия со спичками «Космические зарисовки» - моделирование на картоне черного цвета (луноходы, ракеты, космические станции)

4. Дидактическая игра «Составь изображение по схеме» - плоскостной деревянный конструктор.

    май

1.Развитие речи. Обучение рассказыванию по картинам с опорой на графическое изображение событий.

2. КМД. «Корабли» - моделирование по предложенному плану-схеме.

3.Рисование «Гжельские узоры» по опорным схемам.

4. КМД. «Бабочка» - моделирование в технике «оригами».

1. «Скоро лето!» - составление рассказа по графическим схемам.

2. Региональный компонент. Дидактическая игра «Кибет»(«Магазин») с использованием схем и моделей – заместителей.

3. «Разные домики» -моделирование из палочек и камушков на прогулке.

                     

                         Подготовительная к школе группа

                                             2017 – 2018 уч. год

Месяц

 

    Организованная деятельность      

Совместная деятельность с педагогом (в течение дня)

сентябрь

1.Развитие речи. «Летние истории» (рассказывание с опорой на мнемотаблицы).

2. ФЭМП. Деление множества на части.

3. Познание.  «Природа живая и неживая» (действия со спичками).

4.Рисование. Региональный компонент. «Кукла в национальном костюме» (предварительное моделирование композиции из элементов татарского орнамента).

5.Конструирование в технике «оригами» - «Тюльпан».

1.Логический диктант «Цветная геометрия».

2. Региональный компонент.

Дидактическое упражнение «Волшебный сундучок».

3.Дидактическое упражнение «Мнемотаблица своими руками» (обучение детей созданию мнемотаблиц).

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Игрушки» с опорой на мнемотаблицу).

октябрь

1. Развитие речи.  «Словесный состав предложения.

2. Познание.  «Уши – орган слуха» (знакомство со строением слухового аппарата по схеме).

3. Декоративное рисование. Региональный компонент.«Роспись калфака» (предварительное моделирование композиции из элементов татарского орнамента).

4. Конструирование в технике «оригами» - «Сердечко из бумаги», «Гриб».

1. Моделирование из природного материала «Осенняя мастерская».

2. Региональный компонент.

Дидактическая игра «Татарское полотенце».

3. Дидактическое лото «Веселые человечки».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Овощи» с опорой на мнемотаблицу).

ноябрь

1.Развитие речи.  «Подводный мир». Дидактическое упражнение «Узнай по схеме».

2. Познание. «Глаза – орган зрения» (схема строения глаза).

3. Рисование. «Русская народная одежда» (предварительное моделирование композиции из элементов русского растительного орнамента).

4. Оригами «Зайчик».

1.Моделирование из природного материала

2. Логический диктант «Геометрическая мозаика».

3. Составление рассказа с опорой на схему «Поздняя осень».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Фрукты» с опорой на мнемотаблицу).

декабрь

1.Развитие речи. «Тяпа и Топ сварили компот» (составление рассказа по картинкам).

2.ФЭМП. «Знакомство с часами» (действия с моделью «Часы»).

3.Рисование «Волшебная птица» (предварительное моделирование несуществующего образа).

4. Оригами «Рыбка», «Новогодняя елочка».

1.Региональный компонент.

«Расскажи сказку» (с опорой на теневые изображения) - материал из книги «На поляне детства» (по выбору воспитателя).

2. Действия с плоскостным деревянным конструктором.

3. Дидактическое упражнение

«Выложи предмет по схеме».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Домашние животные» с опорой на мнемотаблицу).

 январь

1.Развитие речи.  «Что мы носим». Дидактическое упражнение «Подбери одежду по силуэту».

2. Познание.  «Почему белые медведи не живут в лесу» (действия с моделью «Среда обитания»).

3. ФЭМП. Продолжение действий с моделью «Часы» (установление времени).

4. Оригами «Снеговик».  

1.Создание детьми мнемотаблиц для рассказа на тему «Мои веселые каникулы».

2. Действия с моделью «Комната».

3. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Дикие животные»    с опорой на мнемотаблицу).  

февраль

1.Развитие речи. Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» с опорой на мнемотаблицу.

2. Познание. «Скелет и мышцы» (знакомство по схеме).

3. ФЭМП. Видоизменение геометрических фигур.

4. Аппликация «Забавный клоун» (трансформация фигур – круг из квадрата, треугольники из квадрата).

5. Оригами «Жираф».

1. Региональный компонент.

«Ритмический узор» (моделирование из элементов татарского орнамента).

2. Создание детьми мнемотаблиц для рассказа на тему «Мой папа – самый лучший!»

3. Действия с моделью «Зоопарк».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Птицы»  с опорой на мнемотаблицу).  

  март

1.Развитие речи.   «Лохматые и крылатые» (составление схем для рассказов о животных и птицах).

2. Познание.  «Вода вокруг нас» (ознакомление со схемой «Круговорот воды в природе»).

3. ФЭМП. Деление целого на части (круга на 8 равных частей).

4.Аппликация «Радужный хоровод» (вырезание симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам).

5. Конструирование. «Дом из бумаги» (работа по схеме).

1. Моделирование в технике «Оригами» - «Подарок для мамы».

2. Действия с моделью «Среда обитания».

3. Дидактическая игра «Волшебные шарики».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Дома» с опорой на мнемотаблицу).

  апрель

1.Развитие речи. «Сочиняем сказку про Золушку» (создание опорных схем).

2. ФЭМП. Ориентирование на листе бумаги, чтение графической информации.

3. Лепка. Региональный компонент.  «Персонажи любимой сказки» (с опорой на схему).

4. Оригами «Лиса», «Цветок ириса».

1.Плоскостное моделирование на тему «Космические фантазии» из подручного (природного, бросового) материала.

2. Дидактическое упражнение «Зарисуй схему для изображения» (обучение составлению схематических рисунков).

3. Дидактическая игра «Танграм».

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Деревья» с опорой на мнемотаблицу).  

    май

1.Развитие речи. Дидактическое упражнение «Достань слово из корзины» (работа с силуэтными и теневыми изображениями).

2.Познание. «Планета Земля в опасности!» (создание предупреждающих и запрещающих значков - символов).

3. ФЭМП. Представления о плоских и объемных геометрических фигурах.

4. Оригами «Божья коровка», «Лягушонок».

1. Логический диктант «Геометрическая цепочка» (форма, цвет, размер).

2. Создание мнемотаблиц для рассказывания на тему «Весна».

3. Моделирование из разноцветных палочек (по замыслу).

4. Дидактическое упражнение «Расскажи-ка» (составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» с опорой на мнемотаблицу).

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации).

Цель: Распространение опыта работы по  теме самообразования  среди педагогов ДОУ.

1.Консультация для педагогов на тему: «Консультация для воспитателей "Метод моделирования, как один из векторов формирования творческой личности".

Октябрь

2015 г.

2.Семинар-практикум «Метод моделирования в работе с детьми младшего возраста. Изготовление пособия «Предмет и форма».

Декабрь

2015 г.

3.Открытый просмотр занятия для молодых специалистов «Грибы для белочки».

4. Консультация для воспитателей:

«Метод наглядного моделирования при обучении детей пересказу»

(Мнемотаблицы).

Практикум – изготовление мнемотаблицы для заучивания стихотворения А.Босева «Трое».

Март

2016 г.

5. Консультация для воспитателей по теме:   «Моделирование в разных видах эколого-краеведческой деятельности».

Ноябрь

2016 г.

6. Консультация для педагогов «Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

Практикум по изготовлению модельных схем (рассказывание о временах года).

Апрель

2017 г.

7. Консультация для воспитателей «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени».

Сентябрь 2018 г.

                             Участие в методической работе района

 (посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках РМО, выступления на РМО, конференциях, семинарах)

Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.

1. Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО).

2014-2019 г.г.

2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МДОУ.

2014-2019 г.г.

3. Открытые занятия различного уровня.

2014-2019 г.г.

                                     Участие в конкурсах

Цель: повышние самооценки, раскрытие творческого потенциала.

1. Участие воспитанников во Всероссийских конкурсах, организованных журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс».

2016-2018 г.г.

2. Участие воспитанников в творческих конкурсах  различного уровня.

2016-2018 г.г.

3. Публикация творческих работ воспитанников на интернет- сайтах.

2016-2018 г.г.

4. Участие воспитанников в конкурсах, организованных образовательным центром «Созвездие», г. Н. Челны

2016-2018 г.г.

5. Участие воспитанников в конкурсах, организованных Центром творческого развития для детей и взрослых «Чудо-творчество».

2016-2018 г.г.

6.Участие педагога в конкурсах различного уровня (конкурсы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

2014-2018 г.г.

                                   Методические публикации

Цель: распространение личного педагогического опыта на Всероссийском, республиканском, муниципальном уровне

1. Сотрудничество с ООО «Образовательный центр «Инициатива», г. Чебоксары.

  2016 г.

2.Сотрудничество с НОУ ДПО "Экспертно-методический центр", г.Чебоксары.

  2017 г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...