ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развит «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».
проект на тему

Грязнова Ирина Сергеевна

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

       ПРОЕКТ

по созданию в дошкольном учреждении

по  речевому  развитию

             «Расширение социокультурного  простраства  ДОУ на основе

                          взаимодействия с детской библиотекой».

http://sacekimisunum.com/images/56bd59684acdc.jpg

Руководитель проекта:

Грязнова И.С.

                                                                                                воспитатель

Участники проекта:

                                                                                  Родители, дети.

2018  г.

Введение

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.

Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности.  А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается   новый замечательный, чудесный мир.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  стало взаимодействие с библиотекой.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации  о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным  и индивидуальным особенностям.

                                                Актуальность

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.

Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы.  Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли  особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе  детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников. 

Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой  деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проблема

В настоящее время одной из самых наболевших проблем  современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать,  чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.

Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.

Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.  

 Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это  колоссальнейшая потеря, которую никакое  другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального  самосознания, сделав из народа настоящих животных.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь   к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений     художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить   наизусть.    

           Читательский кругозор дошкольника необходимо  расширять, знакомить  его  с произведениями   разных  жанров и  стилей, с детской  классической русской  и зарубежной литературой. Детское дошкольное  учреждение как раз знакомит  детей с лучшими произведениями и на этой  основе  решает  целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.                                                                                                                                                           Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием  и элементы  художественной выразительности само собой к ребенку    не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы   сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.                                                                                                                                                        Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную,  и   нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Новизна проекта:

Установление  взаимодействия детей, родителей, сотрудников  библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Цель проекта: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой .

Задачи реализации проекта: 

1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 

4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.

5.  Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

6. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать  патриотические чувства.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники МАДОУ «Золушка», сотрудники детской библиотеки.

Формы осуществления преемственности:

     -экскурсии в библиотеку;

-знакомство и взаимодействие с библиотекой;

-посещение мини-музея  библиотеки;

-выставки рисунков и поделок;

     -участие в театрализованной деятельности;

     -совместные праздники.

-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;

     анализ объектов социума для определения целесообразности;

     установления социального партнерства;

установление контактов с организацией;

определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап:

Цель: реализация сотрудничества с  детской библиотекой;

составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и  детской библиотекой.

 Завершающий этап:

 Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление

            презентации проекта детям, родителям, педагогам.

                       Основные принципы и подходы

к формированию речевого и познавательного развития.

 Принцип  личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности)  сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических  интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата  данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного

развития,  наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная   выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ)

Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.

 Срок реализации проекта:  ( Май – Август 2016 г.)

Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение)  различать доступные  жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.

2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями  и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе  в группах.

4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе.

                               

   Условия реализации проекта:

Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.

Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- книжные уголки  в группах;

- уголки театрализации;

- уголки ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,

-  иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;

- библиотека книг художественной  и познавательной литературы;

- ИКТ.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- сайт ДОУ;

- фотоотчёты;

- публикации в журналах.

Основные формы и режим занятий

Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках  посещения  детской библиотеки. Состав посещения  не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой  всех.  Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.

Перспективный план  работы   МАДОУ «Золушка» с детской библиотекой.

№ п/п

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Совместная работа с   педагогами  групп  и детской библиотекой

Сроки проведения

1.

Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)

«Книжкина больничка»

(Ремонт книг  в группах)

(Постоянно)

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

Помощь в организации развивающей среды

Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и  их группы к проекту.

Май 2016г.

2.

Беседа

«Зачем нужны книги».

Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

Изготовление книжек-малышек  для детей 2 младшей группы

Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель»

Акция «Подари книгу другу».

Организация выставки книг

(художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду

(Педагоги старших групп).

Расскажем детям о войне», литературно-музыкальная композиция.

Май 2016г.

3.

Беседа о профессии библиотекарь

(подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека»)

Подбор материала и необходимых атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов для с/р игры.

Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.

(Педагоги старших групп)

Июнь 2016г.

4.

Чтение стихотворений о лете.

Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги.

Оформление мини-музея детской книги.

«У леса на опушке», театрализованная игровая программа

Июнь 2016г.

5.

Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина.

Чтение сказок Андерсена.

Чтение

стихотворений Д. Хармса.

Заучивание стихотворений о лете.

Расскажем стихи руками.

Что за прелесть - эти сказки!»

(показ кукольного спектакля для младших групп

( Дети старших групп)

Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению»

«Книга – мой друг».

Оформление фотоальбома

Знакомство с новыми книгами в  библиотеке детского  сада «Читаем сами»

(Педагоги старших групп)

«Чтобы беды не случилось», урок безопасности.

Июль 2016 г.

6.

Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг».

Досуг – конкурс «Самая читающая семья».

«Приключения весёлых туристов», физкультурное занятие.

Август 2016 г.

Содержание деятельности

Работа с детьми:

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить  знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную  жизнь, формирует нравственные начала.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

Работа  с  педагогами:

Необходимо сказать, что главными  условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются,  прежде всего,  эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.

В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию  дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.

По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:

 Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.

Работа  с  родителями:

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать  одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй  для  обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы  может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:

1. Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.

3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.

Ожидаемые результаты:

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской  библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем  повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.

Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

У  детей  сформировать  интерес  к  книге, потребность  в  чтении (слушании) книг, улучшить  восприятие, память, речь;

повысить  интерес  родителей  к данной  форме  обучения  и  развития  дошкольников: записать своих детей в библиотеку;

тесному контакту всех     субъектов  педагогического  процесса, формированию детско-взрослого сообщества,  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими  людьми.

Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать  слушать литературные произведение формировать  у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Всё это необходимо делать для того, чтобы 

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;

- развивать  литературную речь, художественное восприятие и

   эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;

- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства

 скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками

 семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

 В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!» 

Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.

Заключение

Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой  позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);

- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые формы работы;

- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД  - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Информационные ресурсы:

1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.

2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.

 « От рождения до школы» М., 2010 г.

3.Гербова  В.В  «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.

5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

7.Горбушина Л.А.  «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.

8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.

10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.

13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.

14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.

15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.

16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г

17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.

18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников  с литературой», М., 1998г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

       ПРОЕКТ

по созданию в дошкольном учреждении

по  речевому  развитию

             «Расширение социокультурного  простраства  ДОУ на основе

                          взаимодействия с детской библиотекой».

http://sacekimisunum.com/images/56bd59684acdc.jpg

Руководитель проекта:

Грязнова И.С.

                                                                                                воспитатель

Участники проекта:

                                                                                  Родители, дети.

2018  г.

Введение

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.

Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности.  А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается   новый замечательный, чудесный мир.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  стало взаимодействие с библиотекой.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации  о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным  и индивидуальным особенностям.

                                                Актуальность

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.

Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы.  Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли  особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе  детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников. 

Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой  деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проблема

В настоящее время одной из самых наболевших проблем  современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать,  чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.

Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.

Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.  

 Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это  колоссальнейшая потеря, которую никакое  другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального  самосознания, сделав из народа настоящих животных.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь   к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений     художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить   наизусть.    

           Читательский кругозор дошкольника необходимо  расширять, знакомить  его  с произведениями   разных  жанров и  стилей, с детской  классической русской  и зарубежной литературой. Детское дошкольное  учреждение как раз знакомит  детей с лучшими произведениями и на этой  основе  решает  целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.                                                                                                                                                           Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием  и элементы  художественной выразительности само собой к ребенку    не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы   сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.                                                                                                                                                        Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную,  и   нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Новизна проекта:

Установление  взаимодействия детей, родителей, сотрудников  библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Цель проекта: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой .

Задачи реализации проекта: 

1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 

4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.

5.  Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

6. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать  патриотические чувства.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники МАДОУ «Золушка», сотрудники детской библиотеки.

Формы осуществления преемственности:

     -экскурсии в библиотеку;

-знакомство и взаимодействие с библиотекой;

-посещение мини-музея  библиотеки;

-выставки рисунков и поделок;

     -участие в театрализованной деятельности;

     -совместные праздники.

-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;

     анализ объектов социума для определения целесообразности;

     установления социального партнерства;

установление контактов с организацией;

определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап:

Цель: реализация сотрудничества с  детской библиотекой;

составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и  детской библиотекой.

 Завершающий этап:

 Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление

            презентации проекта детям, родителям, педагогам.

                       Основные принципы и подходы

к формированию речевого и познавательного развития.

 Принцип  личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности)  сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических  интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата  данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного

развития,  наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная   выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ)

Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.

 Срок реализации проекта:  ( Май – Август 2016 г.)

Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение)  различать доступные  жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.

2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями  и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе  в группах.

4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе.

                               

   Условия реализации проекта:

Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.

Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- книжные уголки  в группах;

- уголки театрализации;

- уголки ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,

-  иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;

- библиотека книг художественной  и познавательной литературы;

- ИКТ.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- сайт ДОУ;

- фотоотчёты;

- публикации в журналах.

Основные формы и режим занятий

Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках  посещения  детской библиотеки. Состав посещения  не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой  всех.  Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.

Перспективный план  работы   МАДОУ «Золушка» с детской библиотекой.

№ п/п

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Совместная работа с   педагогами  групп  и детской библиотекой

Сроки проведения

1.

Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)

«Книжкина больничка»

(Ремонт книг  в группах)

(Постоянно)

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

Помощь в организации развивающей среды

Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и  их группы к проекту.

Май 2016г.

2.

Беседа

«Зачем нужны книги».

Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

Изготовление книжек-малышек  для детей 2 младшей группы

Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель»

Акция «Подари книгу другу».

Организация выставки книг

(художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду

(Педагоги старших групп).

Расскажем детям о войне», литературно-музыкальная композиция.

Май 2016г.

3.

Беседа о профессии библиотекарь

(подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека»)

Подбор материала и необходимых атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов для с/р игры.

Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.

(Педагоги старших групп)

Июнь 2016г.

4.

Чтение стихотворений о лете.

Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги.

Оформление мини-музея детской книги.

«У леса на опушке», театрализованная игровая программа

Июнь 2016г.

5.

Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина.

Чтение сказок Андерсена.

Чтение

стихотворений Д. Хармса.

Заучивание стихотворений о лете.

Расскажем стихи руками.

Что за прелесть - эти сказки!»

(показ кукольного спектакля для младших групп

( Дети старших групп)

Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению»

«Книга – мой друг».

Оформление фотоальбома

Знакомство с новыми книгами в  библиотеке детского  сада «Читаем сами»

(Педагоги старших групп)

«Чтобы беды не случилось», урок безопасности.

Июль 2016 г.

6.

Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг».

Досуг – конкурс «Самая читающая семья».

«Приключения весёлых туристов», физкультурное занятие.

Август 2016 г.

Содержание деятельности

Работа с детьми:

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить  знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную  жизнь, формирует нравственные начала.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

Работа  с  педагогами:

Необходимо сказать, что главными  условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются,  прежде всего,  эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.

В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию  дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.

По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:

 Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.

Работа  с  родителями:

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать  одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй  для  обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы  может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:

1. Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.

3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.

Ожидаемые результаты:

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской  библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем  повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.

Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

У  детей  сформировать  интерес  к  книге, потребность  в  чтении (слушании) книг, улучшить  восприятие, память, речь;

повысить  интерес  родителей  к данной  форме  обучения  и  развития  дошкольников: записать своих детей в библиотеку;

тесному контакту всех     субъектов  педагогического  процесса, формированию детско-взрослого сообщества,  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими  людьми.

Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать  слушать литературные произведение формировать  у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Всё это необходимо делать для того, чтобы 

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;

- развивать  литературную речь, художественное восприятие и

   эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;

- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства

 скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками

 семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

 В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!» 

Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.

Заключение

Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой  позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);

- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые формы работы;

- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД  - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Информационные ресурсы:

1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.

2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.

 « От рождения до школы» М., 2010 г.

3.Гербова  В.В  «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.

5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

7.Горбушина Л.А.  «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.

8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.

10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.

13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.

14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.

15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.

16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г

17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.

18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников  с литературой», М., 1998г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

       ПРОЕКТ

по созданию в дошкольном учреждении

по  речевому  развитию

             «Расширение социокультурного  простраства  ДОУ на основе

                          взаимодействия с детской библиотекой».

http://sacekimisunum.com/images/56bd59684acdc.jpg

Руководитель проекта:

Грязнова И.С.

                                                                                                воспитатель

Участники проекта:

                                                                                  Родители, дети.

2018  г.

Введение

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.

Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности.  А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается   новый замечательный, чудесный мир.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  стало взаимодействие с библиотекой.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации  о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным  и индивидуальным особенностям.

                                                Актуальность

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.

Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы.  Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли  особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе  детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников. 

Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой  деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проблема

В настоящее время одной из самых наболевших проблем  современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать,  чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.

Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.

Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.  

 Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это  колоссальнейшая потеря, которую никакое  другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального  самосознания, сделав из народа настоящих животных.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь   к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений     художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить   наизусть.    

           Читательский кругозор дошкольника необходимо  расширять, знакомить  его  с произведениями   разных  жанров и  стилей, с детской  классической русской  и зарубежной литературой. Детское дошкольное  учреждение как раз знакомит  детей с лучшими произведениями и на этой  основе  решает  целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.                                                                                                                                                           Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием  и элементы  художественной выразительности само собой к ребенку    не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы   сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.                                                                                                                                                        Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную,  и   нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Новизна проекта:

Установление  взаимодействия детей, родителей, сотрудников  библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Цель проекта: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой .

Задачи реализации проекта: 

1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 

4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.

5.  Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

6. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать  патриотические чувства.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники МАДОУ «Золушка», сотрудники детской библиотеки.

Формы осуществления преемственности:

     -экскурсии в библиотеку;

-знакомство и взаимодействие с библиотекой;

-посещение мини-музея  библиотеки;

-выставки рисунков и поделок;

     -участие в театрализованной деятельности;

     -совместные праздники.

-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;

     анализ объектов социума для определения целесообразности;

     установления социального партнерства;

установление контактов с организацией;

определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап:

Цель: реализация сотрудничества с  детской библиотекой;

составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и  детской библиотекой.

 Завершающий этап:

 Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление

            презентации проекта детям, родителям, педагогам.

                       Основные принципы и подходы

к формированию речевого и познавательного развития.

 Принцип  личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности)  сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических  интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата  данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного

развития,  наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная   выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ)

Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.

 Срок реализации проекта:  ( Май – Август 2016 г.)

Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение)  различать доступные  жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.

2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями  и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе  в группах.

4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе.

                               

   Условия реализации проекта:

Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.

Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- книжные уголки  в группах;

- уголки театрализации;

- уголки ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,

-  иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;

- библиотека книг художественной  и познавательной литературы;

- ИКТ.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- сайт ДОУ;

- фотоотчёты;

- публикации в журналах.

Основные формы и режим занятий

Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках  посещения  детской библиотеки. Состав посещения  не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой  всех.  Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.

Перспективный план  работы   МАДОУ «Золушка» с детской библиотекой.

№ п/п

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Совместная работа с   педагогами  групп  и детской библиотекой

Сроки проведения

1.

Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)

«Книжкина больничка»

(Ремонт книг  в группах)

(Постоянно)

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

Помощь в организации развивающей среды

Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и  их группы к проекту.

Май 2016г.

2.

Беседа

«Зачем нужны книги».

Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

Изготовление книжек-малышек  для детей 2 младшей группы

Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель»

Акция «Подари книгу другу».

Организация выставки книг

(художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду

(Педагоги старших групп).

Расскажем детям о войне», литературно-музыкальная композиция.

Май 2016г.

3.

Беседа о профессии библиотекарь

(подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека»)

Подбор материала и необходимых атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов для с/р игры.

Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.

(Педагоги старших групп)

Июнь 2016г.

4.

Чтение стихотворений о лете.

Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги.

Оформление мини-музея детской книги.

«У леса на опушке», театрализованная игровая программа

Июнь 2016г.

5.

Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина.

Чтение сказок Андерсена.

Чтение

стихотворений Д. Хармса.

Заучивание стихотворений о лете.

Расскажем стихи руками.

Что за прелесть - эти сказки!»

(показ кукольного спектакля для младших групп

( Дети старших групп)

Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению»

«Книга – мой друг».

Оформление фотоальбома

Знакомство с новыми книгами в  библиотеке детского  сада «Читаем сами»

(Педагоги старших групп)

«Чтобы беды не случилось», урок безопасности.

Июль 2016 г.

6.

Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг».

Досуг – конкурс «Самая читающая семья».

«Приключения весёлых туристов», физкультурное занятие.

Август 2016 г.

Содержание деятельности

Работа с детьми:

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить  знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную  жизнь, формирует нравственные начала.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

Работа  с  педагогами:

Необходимо сказать, что главными  условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются,  прежде всего,  эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.

В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию  дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.

По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:

 Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.

Работа  с  родителями:

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать  одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй  для  обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы  может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:

1. Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.

3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.

Ожидаемые результаты:

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской  библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем  повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.

Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

У  детей  сформировать  интерес  к  книге, потребность  в  чтении (слушании) книг, улучшить  восприятие, память, речь;

повысить  интерес  родителей  к данной  форме  обучения  и  развития  дошкольников: записать своих детей в библиотеку;

тесному контакту всех     субъектов  педагогического  процесса, формированию детско-взрослого сообщества,  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими  людьми.

Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать  слушать литературные произведение формировать  у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Всё это необходимо делать для того, чтобы 

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;

- развивать  литературную речь, художественное восприятие и

   эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;

- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства

 скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками

 семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

 В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!» 

Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.

Заключение

Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой  позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);

- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые формы работы;

- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД  - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Информационные ресурсы:

1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.

2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.

 « От рождения до школы» М., 2010 г.

3.Гербова  В.В  «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.

5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

7.Горбушина Л.А.  «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.

8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.

10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.

13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.

14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.

15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.

16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г

17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.

18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников  с литературой», М., 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ. Игры и упражнения с детьми раннего и младшего ...

Создание имиджа дошкольного учреждения

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать определенное психологическое влияни...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

Создание в дошкольном учреждении психолого – педагогических условий для выявления и развития способностей и поддержки интересов детей

В статье описывается механизм реализации программы «Ступеньки к успеху», направленной на создание среды успеха для развития личностного и творческого потенциала каждого воспитанника, на ок...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Дидактические игры на экологическую тематику в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...