Проект: «Пожилые люди»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ерошкина Наталья Николаевна

Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект: «Пожилые люди»21.92 КБ
Файл proekt_pozhilye_lyudi.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Пожилые люди»

для детей старшей группы.

Идея проекта:

 Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

Развитие духовности, нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций;

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели группы.

Задачи:

Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Организационный этап

Чтение художественной  литературы «Надо дедушек любить, как без бабушек проржить» Л. Зиминой, «Бабушкины руки»из книги « В гости к празднику», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Дедуля» Т. Боковой.

Использование фольклорных материалов. Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина.

Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?».  

Беседы: «Моя дружная семья», «Бабушка (дедушка) мой лучший друг.

Подготовка материалов для творческой деятельности:

Набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо, Фото семьи. 

Продуктивный этап

Организационный момент: звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали?

- Тепло рук и улыбок друзей. Настроение улучшилось.

Введение в проблему:

Воспитатель:  Ребята, послушайте стихотворение.

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье, 
За горем будет счастье, 
И молодость на старость,
Меняет человек. 
Так жизнь идет по кругу, 
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век. 
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. В октябре в нашей стране отмечают день пожилого человека. Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Этот праздник нужен для того, чтобы мы не забывали о том, что нашим бабушкам, дедушкам, и просто пожилым людям, нужна наша поддержка, наше внимание, забота и любовь.

Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе сердечко.

Игра: «Закончи предложение»

«Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то...».

Воспитатель: Давайте расскажем пословицы о наших бабушках и дедушках.                             Дети: «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».                                                                        «Не смейся над старым, и сам будешь стар».                                                                   «Старость не радость, не красные дни».                                                                          «Молодой — на службу, старый — на совет».                                                                           «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».                                                                    «Сам стар, да душа молода».                                                                                                               «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи. Порой родители не знают о вас того, что знают они.

Игра «Похвали бабушку, дедушку»

-Моя бабушка самая (ласковая, добрая, заботливая, хозяйственная, рукодельная и т. д.)                                                                                                                                                       -Мой дедушка самый (сильный, умелый, трудолюбивый, внимательный, весѐлый и т. д.)

Подвижная игра : «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова).                                 У Маланьи, у старушки                                                                                                           Жили в маленькой избушке                                                                                                       Семь дочерей,                                                                                                                             Семь сыновей,                                                                                                                                  Все без бровей.                                                                                                                              С такими глазами,                                                                                                                              С такими ушами,                                                                                                                                 С такими носами,                                                                                                                                С такими усами,                                                                                                                                       С такой головой,                                                                                                                              С такой бородой...                                                                                                                    Ничего не ели,                                                                                                                       Целый день сидели,                                                                                                                        На нее глядели,                                                                                                                         Делая вот так...                                                                                                                Воспитатель: Как вы думаете, каких людей называют пожилыми? (Пожилые - это те люди, которые успели долго пожить. Долго пожили, много узнали, мудрыми стали).                                                                                                                                   У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки). Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится овас? Любит ли она вас ? Как называет вас ? (Рассказы о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.Формирование проблемы:                                                                                      Звучит тревожная музыка                                                                              Воспитатель: Ребята посмотрите нам прислали письмо, оно из деревни Ромашково, а написали нам его жители этой деревни. Давайте мы его прочтем.  «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости». Бабушка очень расстроена и просит помочь объяснить девочке, как нужно вести себя с пожилыми людьми.                             Правильно ли поступила девочка? Почему?                                                                                - Что чувствовала бабушка в этой ситуации?                                                                                     - Можно ли было поступить по-другому?                                                                                             - Как бы вы поступили на месте девочки?

                                              Разработка плана действий

Идет свободное обсуждение проблем:                                                                                Нельзя смеяться над старыми людьми.                                                                           К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.                                        Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

Давайте поможем бабушке. Самое важное для нее, чтобы у ее внучки  было доброе и тёплое сердечко, чтобы она замечала кому плохо, и приходила на помощь.

Поэтапное решение проблемы

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать для внучки  альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предлагаю красиво оформить лист бумаги и  написать наказ внучке, а затем для внучки оформим альбом «Мудрые наказы наших бабушек». Какая замечательная идея! Мы умеем рисовать. А можно вырезать картинки.  Дети предлагают различные варианты.  Вы   будете работать самостоятельно, каждый из вас сделает свой наказ.  важно решить что вы будете мастерить, о чём будет ваш сюжет, и какой материал нужен для работы, что узнает бабушкина внучка,  взяв в руки ваш альбом с мудрыми советами .  Когда вы закончите работу, один из вас должен будет рассказать всем, о том, что он посоветовал внучке. Воспитатель контролирует процесс работы, направляет, помогает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при проблемных ситуациях.                                                                                              Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели Стучим по столу.

И работать захотели. Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.

Постучали повертели Круговые движения кистями.

Самостоятельное освоение различных видов творческой    деятельности

Дети самостоятельно задумывают сюжет своего рисунка. Выбирают самостоятельно материал с которым будут работать. Воспитатель не осуществляет показ с доски, а лишь индивидуально подсказывает детям чем дополнить сюжет, как композиционно правильно расположить предметы. Так дети учатся самостоятельно находить идеи для своих рисунков, они могут опереться на текст стихотворения и сделать свою иллюстрацию для него.

Воспитатель: Что получилось, какие наказы вы изобразили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?                                                                         Дети: Что  Именно дедушки и бабушки своей теплотой, любовью и лаской учат нас, своих внучат, быть добрыми, чуткими людьми. Они достойны уважения и признательности за бескорыстие и труд. Что нужно беречь своих бабушек и дедушек, не огорчать их, дарить им свою любовь и заботу.

                                        Презентативный этап

Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель передает в руки детям волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всём помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.

                                                   

Воспитатель: Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались? Дети рассказывают о своей деятельности. В завершении проекта совместными усилиями организуется моделирование альбома: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек».



Предварительный просмотр:

Проект: «Пожилые люди»

для детей старшей группы.

Идея проекта:

 Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

Развитие духовности, нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций;

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели группы.

Задачи:

Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Организационный этап

Чтение художественной  литературы «Надо дедушек любить, как без бабушек проржить» Л. Зиминой, «Бабушкины руки»из книги « В гости к празднику», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Дедуля» Т. Боковой.

Использование фольклорных материалов. Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина.

Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?».  

Беседы: «Моя дружная семья», «Бабушка (дедушка) мой лучший друг.

Подготовка материалов для творческой деятельности:

Набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо, Фото семьи. 

Продуктивный этап

Организационный момент: звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали?

- Тепло рук и улыбок друзей. Настроение улучшилось.

Введение в проблему:

Воспитатель:  Ребята, послушайте стихотворение.

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье, 
За горем будет счастье, 
И молодость на старость,
Меняет человек. 
Так жизнь идет по кругу, 
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век. 
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. В октябре в нашей стране отмечают день пожилого человека. Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Этот праздник нужен для того, чтобы мы не забывали о том, что нашим бабушкам, дедушкам, и просто пожилым людям, нужна наша поддержка, наше внимание, забота и любовь.

Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе сердечко.

Игра: «Закончи предложение»

«Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то...».

Воспитатель: Давайте расскажем пословицы о наших бабушках и дедушках.                             Дети: «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».                                                                        «Не смейся над старым, и сам будешь стар».                                                                   «Старость не радость, не красные дни».                                                                          «Молодой — на службу, старый — на совет».                                                                           «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».                                                                    «Сам стар, да душа молода».                                                                                                               «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи. Порой родители не знают о вас того, что знают они.

Игра «Похвали бабушку, дедушку»

-Моя бабушка самая (ласковая, добрая, заботливая, хозяйственная, рукодельная и т. д.)                                                                                                                                                       -Мой дедушка самый (сильный, умелый, трудолюбивый, внимательный, весѐлый и т. д.)

Подвижная игра : «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова).                                 У Маланьи, у старушки                                                                                                           Жили в маленькой избушке                                                                                                       Семь дочерей,                                                                                                                             Семь сыновей,                                                                                                                                  Все без бровей.                                                                                                                              С такими глазами,                                                                                                                              С такими ушами,                                                                                                                                 С такими носами,                                                                                                                                С такими усами,                                                                                                                                       С такой головой,                                                                                                                              С такой бородой...                                                                                                                    Ничего не ели,                                                                                                                       Целый день сидели,                                                                                                                        На нее глядели,                                                                                                                         Делая вот так...                                                                                                                Воспитатель: Как вы думаете, каких людей называют пожилыми? (Пожилые - это те люди, которые успели долго пожить. Долго пожили, много узнали, мудрыми стали).                                                                                                                                   У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки). Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится овас? Любит ли она вас ? Как называет вас ? (Рассказы о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.Формирование проблемы:                                                                                      Звучит тревожная музыка                                                                              Воспитатель: Ребята посмотрите нам прислали письмо, оно из деревни Ромашково, а написали нам его жители этой деревни. Давайте мы его прочтем.  «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости». Бабушка очень расстроена и просит помочь объяснить девочке, как нужно вести себя с пожилыми людьми.                             Правильно ли поступила девочка? Почему?                                                                                - Что чувствовала бабушка в этой ситуации?                                                                                     - Можно ли было поступить по-другому?                                                                                             - Как бы вы поступили на месте девочки?

                                              Разработка плана действий

Идет свободное обсуждение проблем:                                                                                Нельзя смеяться над старыми людьми.                                                                           К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.                                        Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

Давайте поможем бабушке. Самое важное для нее, чтобы у ее внучки  было доброе и тёплое сердечко, чтобы она замечала кому плохо, и приходила на помощь.

Поэтапное решение проблемы

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать для внучки  альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предлагаю красиво оформить лист бумаги и  написать наказ внучке, а затем для внучки оформим альбом «Мудрые наказы наших бабушек». Какая замечательная идея! Мы умеем рисовать. А можно вырезать картинки.  Дети предлагают различные варианты.  Вы   будете работать самостоятельно, каждый из вас сделает свой наказ.  важно решить что вы будете мастерить, о чём будет ваш сюжет, и какой материал нужен для работы, что узнает бабушкина внучка,  взяв в руки ваш альбом с мудрыми советами .  Когда вы закончите работу, один из вас должен будет рассказать всем, о том, что он посоветовал внучке. Воспитатель контролирует процесс работы, направляет, помогает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при проблемных ситуациях.                                                                                              Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели Стучим по столу.

И работать захотели. Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.

Постучали повертели Круговые движения кистями.

Самостоятельное освоение различных видов творческой    деятельности

Дети самостоятельно задумывают сюжет своего рисунка. Выбирают самостоятельно материал с которым будут работать. Воспитатель не осуществляет показ с доски, а лишь индивидуально подсказывает детям чем дополнить сюжет, как композиционно правильно расположить предметы. Так дети учатся самостоятельно находить идеи для своих рисунков, они могут опереться на текст стихотворения и сделать свою иллюстрацию для него.

Воспитатель: Что получилось, какие наказы вы изобразили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?                                                                         Дети: Что  Именно дедушки и бабушки своей теплотой, любовью и лаской учат нас, своих внучат, быть добрыми, чуткими людьми. Они достойны уважения и признательности за бескорыстие и труд. Что нужно беречь своих бабушек и дедушек, не огорчать их, дарить им свою любовь и заботу.

                                        Презентативный этап

Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель передает в руки детям волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всём помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.

                                                   

Воспитатель: Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались? Дети рассказывают о своей деятельности. В завершении проекта совместными усилиями организуется моделирование альбома: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к дню пожилых людей "Бабулечки - дедулечки, любимые мои!"

Данный проект был осуществлён  в средней группе детского сада к дню пожилых людей...

Проект к Дню пожилых людей.

Проект "Любимые бабушки и дедушки"...

Сценарий спортивного развлечения, посвященного Международному дню пожилых людей "Люди пожилые, сердцем молодые"

Спортивное мероприятие посвящено Международному дню пожилых людей. В мероприятии интересные конкурсы и задания для детей и их бабушек и дедушек заинтересуют воспитателей и инструкторов  физическо...

Проект «Празднование дня пожилых людей».

Тип проекта: Социально-творческий. Актуальность.         Один из принципов нравственных ценностей – уважение к старшим....

Информационно-социальный творческий проект ко дню пожилого человека «Пожилые люди в нашей жизни»

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастлива...

Стенгазета к Дню пожилого человека "1 октября-Международный день пожилых людей"

В нашем детском саду проходил конкурс стенгазет посвященный "Дню пожилого человека". Мы совместно с родителями и детьми решили поучаствовать. На стенгазете мы размес...

Беседа в подготовительной к школе группе ко Дню пожилого человека «Пожилые люди».

Беседа в подготовительной к школе группе ко Дню пожилого человека «Пожилые люди»....