Знакомство дошкольников с чувашской национальной культурой.
проект (подготовительная группа) по теме

Усманова Л.Ф.

Изучение с детьми подготовительной группы чувашкой национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proek.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство дошкольников

с чувашкой   национальной культурой».

Актуальность проекта:

     В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура.   Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

    С первых лет жизни ребёнка приобщение детей к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.  Дошкольном  возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  Народная культура  имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Гипотеза: 

Если знакомить детей  с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Цель: 

Воспитание у детей  интереса  и любви  к чувашской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, художественной литературе, к народным играм, играм-драматизации; создание условий для развития познавательных и творческих способностей способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ


Задачи: 

Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл, использовать их в активной речи.

Знакомить с чувашкими народными играми, мотивировать участие в них;

Ознакомление детей  с краеведческим материалом: народным бытом;  народным костюмом, головным убором

Развивать творческие способности у детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству чувашкого народа в изобразительной деятельности, лепке, аппликации,конструированию

Создать условия для повышения интереса к культуре чувашкого народа.( народные игрушки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  по приобщению к истокам чувашским народной  культуре.

Формы работы:
-организованная образовательная деятельность

-беседы
-игры-драматизации по сказкам

- рассматривание иллюстраций

-чтение русских народных сказок

-дидактические игры

-подвижные игры

-экскурсии в музей, в библиотеку

-встреча с людьми, раскрывающих традиции и   быт     чувасшского народной культуры

-консультации

-просмотр видео материалов о чувашкой  народной культуре

-просмотр мультфильмов по мотивам чувашских  народных сказок

-анкетирование

- пальчиковые игры

- выставки;

- индивидуальная работа с детьми.

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- ИКТ

-встреча с учениками музыкальной школы

Ожидаемые результаты: 

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре чувашского народа.
  2. Обогатить социальный опыт дошкольников расширить кругозор.
  3. В игровой деятельности использование детьми разных видов фольклора.
  4. Родители и дети будут лучше понимать друг друга, у них появится новый общий интерес к изучению шуваской народной культуры.

5 .Проявление устойчивого интереса и детского творчества  к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной деятельности.

  1. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к чувашской  национальной культуре.
  2. Создание предметно-развивающей среды

Предварительная работа:

  1. Подбор методической литературы
  2. Подбор иллюстративного материала о русской культуре.
  3. Подбор атрибутов  народного костюма
  4. Подбор старинных предметов быта
  5. Подбор народных игрушек
  6. Подбор картотеки народных игр

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный, разработка проекта.
  2. Практический
  3. Заключительный

Этапы реализации

Этапы проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

- Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня

знаний о народном творчестве

II этап

(основной)

 

 

Работа с детьми:

- Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашкого народа;

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к чувашской культуре.

-Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок закличек, считалок; создание картотеки.

Цель:  познакомить детей с различными видами фольклора

- Чтение чувашких народных сказок, былин, легенд:  «На печи лежим, сказки слушаем», «Лиса – плясунья»,  «Мост Азамата»,  «Земля Улыпа»,  «Песня»,  «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Девушка на луне» и д.р.

Цель: Познакомиться с чувашскими народными сказками, легендами, прививать любовь и интерес к чувашкому народному творчеству.

- Рассматривание иллюстраций по сказкам, легендам.

Цель:  закрепление знаний детей о русских народных сказках. Помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение.

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья»«Посиделки»

Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры., передавая в играх элементы чувашкой народной культуры

- Создание картотеки узоров «Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство»

Цель: Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. 

-Создание картотеки народных игр. Разучивание народных игр:«Надень тухью», «Уголки»,  «Луна и солнце»,  «Бросание пояса»,  «Тили – рам», «Расходитесь!»,  «Колечко»,  «В быка», «Колобок»,  «Хищник в море»,  «Цыган», «Сидит Миша»,  «Водяной медведь».

Цель: приобщение детей к чувашкой  народной культуре.

-Создание картотеки дидактических  игр:«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей),»Слова приветствия», «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», «Что лишнее», «одень куклу».

Цель: приобщение детей к традиционной чувашкой культуре через игровую деятельность,  закрепление полученных знаний, умений и навыков.

- Знакомство детей счувашкими музыкальными инструментами 

Цель: формировать представления детей о чувашских народных музыкальных инструментах.

-  Организованная образовательная  деятельность :

Рисование «Украшение фартука для Илемпи»

Цель: познакомить детей с фартуком, как видом народной одежды (история создания, особенности внешнего вида).

Аппликация «Салфетка для бабушки»

Цель:  Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочного кокошника, используя различные материалы.

Познавательное развитие. Рисование. «Из истории чувашкой одежды. Знакомство с чувашким костюмом»

Цель:познакомить с историей чувашкого  народного костюма,с некоторыми его названиями.

Лепка «Петушок».

Цель:познакомить с народной игрушкой, как одной из яркой представительницей народного тврчества.

Рисование «Полотенце»

Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с народными орнамента

.

Познавательное развитие «Чувашкая изба»

Цель:знакомить детей с домашней утварью, расширить знания о старинных  предметах.

Конструирование «Смешные маски для ряженых».

Цель: закрепить умение  изготавливать объемные игрушки из бумаги. Расширять знания детей об истории.

Рисование «Рубашка для Сетнера».

Цель: знакомство детей с особенностями мужской национальной одеждой.

 

- Экскурсия в  краеведческий музей

Цель:   знакомство детей с историческим прошлым нашего города, культурой и традициями

Работа с воспитателями:

Папки-передвижки:  «Использование сказкотерапии в воспитании детей»,

«Фольклор в развитии детей».

Цель: расширение представлений о чувашкой народной культуре, ее влияния для развития детей.

Просмотр  электронной презентаций  для воспитателей:«Чувашская народная культура»

Цель: Пробудить интерес педагогов к чувашкой народной культуре.

Работа с родителями:

- Оформление родительского уголка.

  - Консультации: «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

Цель: вызвать интерес к чувашским традициям; расширение знаний о культуре и традициях чувашкого народа.

Круглый стол «Чувашская народная культура».

Цели: познакомить родителей с чувашской культурой, савместная работа с детьми, «Вышивка плоточка»

 День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).

Цель: ознакомление с формами организации детской деятельности: занятий, игр, развлечений, режимных моментов по теме проекта.

ринести экспонаты для экспозиции мини музея.

Цель: пополнение мини-музея предметами чувашского народной культуры.

-принести книги и альбомы о народно-прикладном искусстве, тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашского народа; 

Цель: пополнение мини-библиотеки о чувашкой народной культуре

Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

Цель: вовлечение родителей в процесс развития художественных способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместного творчества.

III этап

(заключительный)

 

- Анализ и классификация собранного материала.

- Создание презентации из опыта работы над проектом и защита  проекта.

- Выставка наглядного материала.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Результатами проведенной работы являются:

1.У детей появился интерес к изучению чувашского народной культуры.

2. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц, поговорок и т.д.

3.Умение играть в чувашкие народные подвижные игры. Используя считалки.

4.Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Знание истории чуваского народного костюма, головных уборов, предметов быта

5.Бережное  отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

6. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.

7. Знание сказок, легенд, былин и зхнать их героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

8.Использование детьми атрибутов чувашкой народной культуры в самостоятельной деятельности.

9.Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод: 

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт чувашкого характера,  так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

  Заключение
      В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями чувашского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре чувашского народа, помогает сохранить прошлое. Чувашский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, чувашского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.   Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам чувашского народной культуры

II.  Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями. 

III. Создать   методическую капмлку.

Список литературы:

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  4. Дети Ветра : чуваш.сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  7. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  8. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  9. Красавица Тайслу : чуваш.нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  10. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  11. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1993.  351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»

Наше дошкольное учреждение  является экспериментальной площадкой  по теме «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...

Знакомство и приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности вза...

Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой"

      Материал знакомит родителей дошкольников с мордовской национальной культурой...

Приобщение детей к чувашской национальной культуре через музыку.

Музыкальная культура чувашского народа в детском саду...