Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Кувина Светлана

«В процес­се общения с литературными произведениями художествен­ные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, про­никают в самое сердце, самую суть и формируют человека».

Ф.М.Достоевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuvina_s.a._.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Альманах мировой науки» (Педагогические науки)

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Аленький цветочек» город Саяногорск

«В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».

Ф.М.Достоевский

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература является важным средством  обогащения эмоциональной  культуры. 

Эмоциональная культура — системное образование, включающее в себя развитое образное мировидение, представления художественно-образной направленности, освоенные личностью ценностные категории, находящие разноплановое отражение в разных видах деятельности, поведении, оценочных суждениях, отношении к миру; способность к яркому, экспрессивному самовыражению, проявлению эмоциональной отзывчивости. [3, 463 c] Рассмотрим это направление с ориентацией на художественную литературу.

Художественная литература — неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем. В круг детского чтения должны входить произведения классической, современной русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой, дидактической направленности. Особо стоит подчеркнуть роль народного эпоса, мифов, фольклора. Они дают возможность донести до восприимчивой души идею величия защиты родной земли, любви к Родине, созидательную значимость человеческого труда, справедливого обличия социального зла, красоту поступков, направленных на сохранение мира.

Совершенствование эмоциональной культуры детей в процессе ознакомления с художественной литературой заключается, прежде всего, в обогащении детей образами. Образ - конкретные и в то же время обобщенные картины природы, человеческой жизни, действительности, которые создал писатель или поэт при помощи вымысла и которые, несомненно, имеют эстетическую ценность.  Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Важно помнить, что детские эмоции вызывает не само произведение, а те картины, яркие образы, что воссозданы педагогом в сознании, воображении детей. Детей дошкольного возраста отличает эмоциональная непосредственность. С помощью художественной литературы можно воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются и в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, выразительном чтении стихов и других видах исполнительской деятельности. Сейчас нет недостатка произведений художественной литературы для детей. И с каждым годом количество их увеличивается. Но не во всех детских садах уделяется достаточно времени чтению книг, и тем более, не каждый воспитатель находит возможность целенаправленно развивать эмоциональную сферу дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободное время. Тем не менее, мы считаем, что надо совершенствовать эмоциональную культуру детей посредством разнообразия жанров художественной литературы.

Знакомя детей с произведениями художественной литературы, мы используем несколько направлений. Первое направление – формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в   процессе изучения художественной литературы в совместной деятельности взрослого и детей. В процессе организации непосредственно образовательной деятельности мы учитываем методику ознакомления детей с произведениями художественной литературы, и особенности восприятия произведений старшими дошкольниками. Мы считаем, что важное место занимает качество подачи текста, выразительности чтения, интонации. Для эмоционального характера восприятия художественных произведений используем метод эмоционального – сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений. Второе направление - создание эмоционально – насыщенной атмосферы, для этого мы используем наглядный материал (иллюстрации, серии картин и т. п.). Рассказывая сказки, вводя детей в мир мифологии и эпосов, мы одновременно даем возможность почувствовать различные состояния героев, смысл их поступков. Например, при работе со сказкой «Мороз Иванович» важно было выяснить мотивы поступков главных героев, донести до детей мораль сказки. Выяснить, как бы дети поступили на месте героини, почему они так поступили. Дети сначала с трудом, а затем с огромным интересом рассказывали о том, какие чувства вызвала эта сказка. Читая детям художественную литературу, разучивая пословицы и поговорки, проводя дидактические игры, обогащаем речь детей такими словами как добрый, чуткий, отзывчивый, воспитываем у детей готовность, желание заботиться о других.

Конечно, наша работа не ограничивается рамками только организованной образовательной деятельностью. В процессе режимных моментов работа над произведениями также проводится в системе. Организовываем беседы на тему: «Какой герой тебе понравился из произведения. Почему?», также устраиваем конкурсы рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой».

 Кроме того, мы прививаем детям желание работать с книгой, учим бережному отношению к книге. Мы устраиваем «день помощи книгам», где дети вместе с воспитателем «лечат» книги, и затем находят им нужное место на полочке. Привлекаем родителей к изготовлению дидактических игр, атрибутов для сюжетно - ролевых игр. Организовываем консультации для родителей «Читаем сказки», «Домашняя библиотека» и т. п. Приглашаем родителей участвовать в   образовательной деятельности.

Таким образом, художественная литература является эффективным средством обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы и т.д. Вытеснение книг из жизни ребенка, формальное отношение к художественному слову означают, что мимо податливой души ребенка пройдет уникальная возможность образного мировосприятия, останется непознанным особое звучание художественного текста, искреннее волнение за любимого героя, постижение ценностей через переживание и сопереживание литературным персонажам, возможность передачи различных настроений, состояний персонажей в игровом контексте.

Библиографический список

  1. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России. 2006г.
  2. Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
  3. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
  4. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение.1985г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педаго­гике дошкольного детства свя­заны с поиском и н...

Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»

Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...

Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»

Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

laquo;Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным ...