«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
консультация (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного  воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для организации нравственно направленной деятельности ребёнка, для систематического упражнения их в положительных поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

 «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».

Использование пословиц и поговорок в работе с детьми.

           Дошкольный возраст является очень важным периодом становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии Целенаправленного  воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для организации нравственно направленной деятельности ребёнка, для систематического упражнения их в положительных поступках.

           Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами.  Среди этих сокровищ устного народного  творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

           Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств и детей, и прежде всего трудолюбия и дружелюбия.

           Воспитание интереса и уважения к различным профессиям мы осуществляем через знакомство, с трудом взрослых. Так, во время экскурсии на кухне дети знакомились с трудом повара. Они внимательно рассматривали оборудование, слушали объяснения, сдавали вопросы: «Для чего этот котел? А как этот печь варят? Как вы делаете запеканку?» и др. Затем в группе я провела обобщающую беседу о том, что ребята увидели и узнали нового, сказала детям пословицу «Не котел варят, а стряпуха» и попросила объяснить, почему так говорится. Ответы детей были близки к истине: «Повар готовит все продукты, чистит картофель и все кладет в котел, в котле продукты варятся». Я еще раз уточнила: «Правильно мы видели, как Нина Семеновна резал картофель и лук, как она поджаривала лук на противне, а потом все опускала в котел, где варится суп». Вот поэтому  и говорят : «Не котел варит, а стряпуха». И предложила объяснить детям другую пословицу: «Не печь кормит, а руки». Ребята легко справились с этим заданием.

           Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывая их смысл, я стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное: любой труд почётен, трудолюбивых народ уважает и прославляет.

Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать  в различных ситуациях. Например, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки»,- говорю я ребятам и предлагаю протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалю мальчиков и спрашиваю: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?». Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скучно, время происходит быстрее и с пользой.

             При анализе детского труда я называю пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал», объясняю её смысл, подчеркиваю, что работу можно выполнить по-разному – плохо и хорошо.

             Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Их я так же использую во время анализа детского труда. Например, ребята, стирали кукольное бельё. Сделали всё быстро, но бельё оказалось не очень чистым. Я обратила на это внимание детей и сказала: «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задала вопрос: «Почему так говорят?». Ребята не сразу поняли смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто выстирали или бельё осталось грязным?)  помогла им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда. После дневного сна девочки сами попросили разрешение перестирать бельё.

           Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Например, зимой на прогулке предлагаю детям расчистить участок от снега и говорю: «Берись дружно, не будет грузно». Дети интересуются: «А что такое «грузно»?». Объясняют, Что эту пословицу можно сказать иначе: «Берись дружно не будет трудно».

           После окончания работы спрашиваю ребят: «Теперь вы поняли, почему в пословице так говорится?». Дети объяснили, что все вместе они быстро справились с работой и совсем не устали. Обращаюсь к Андрею: «А ты смог бы убрать весь этот снег один?». Этот же вопрос задаю другим детям. Выслушав ответы, приважу ещё одну пословицу: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Вместе с детьми уточняю её смысл.

           Осенью на прогулке поручили детям собрать граблями листья с газонов. Разделили газоны на участки, чтобы каждый ребёнок отвечал за своё дело. Дети закончили работу почти одновременно, только один мальчик всё ещё продолжал собирать листья. Я подозвала к себе детей и привела им пословицу: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде». Спросила: «Почему я сейчас говорю вам эту пословицу?». Дети догадываются, что нужно помочь Серёже, и дружно берутся за дело.

           Иногда нельзя заранее предусмотреть в какой ситуации, где можно применить ту или иную пословицу. Например, Вера принесла в группу яблоко и попросила разделить его пополам, чтобы угостить свою подругу. Разрезаю яблоко пополам, отдаю Вере, и та угощает Таню. Через некоторое время раздаётся Верин голос: «А Таня не отдаёт мне моё яблоко». Выясняю в чём дело: оказывается, Вера передумала угощать Таню, она захотела отдать яблоко Алёше. Говорю девочкам: «Есть одна очень хорошая пословица: «Поделитесь да не подеритесь». Как вы думаете, к вам это относится?». Девочки молчат, но я вижу, что Вера поняла, как она нехорошо поступила.

           На одном из занятий, проводя беседу «Мой товарищ», сказала детям пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней» и предложила объяснить ее смысл. Ребята затруднялись, и эту пословицу мы разбирали все вместе. «Как вы думаете, - спрашиваю, - если дерево выкопать, обрубить у него, корни и снова посадить в землю, оно будет расти?» - «Нет, оно погибнет». Обращаюсь к двум – трем детям: «Что бы ты стал делать, если бы остался совсем один, без друзей, чем бы ты занимался?». Они затрудняются с ответами. Тогда я подвожу итог: «Вы, наверное, уже поняли, что если у вас не было бы друзей и товарищей, то было бы очень скучно и не интересно жить. Так же как дерево, которое гибнет без корней, так и все и мы не сможем жить без друзей».

           Итогом работы с использованием пословиц и поговорок стал КВН. Дети разбиваются на две команды – «Петушок» и «Солнышко». Даются задания: нарисовать рисунок, в котором надо показать, как вы понимаете пословицу «Откладывай безделье, да не откладывай дело».  Пока двое ребят (представители каждой команды) рисуют, дается  второе задание: назвать и объяснить как можно больше пословиц и поговорок о труде. Каждая команда называет пословицы по очереди, не повторяя их. За правильный ответ дается два очка. Например, Саша из команды «Солнышко» называет пословицу «Терпение и труд все перетрут». Лена объясняет ее: «Если не умеешь что - нибудь  делать , то нужно каждый день учиться, терпеливо заниматься и тогда все будет получаться».

           Алмаз из команды «Петушок» приводит следующую пословицу: «Не топор тешет, а плотник». Алсу объясняет: «В этой пословице говориться о том, что сам топор ничего не сделает; нужно уметь работать топором, и тогда можно сделать много разных вещей».

           Обе команды получают по два очка.

           Во время КВН дети назвали и смогли объяснить следующие пословицы и поговорки:

 *  о труде  -  «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпение и труд все перетрут», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Лучше меньше, да лучше», «И готово, да бестолково», «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Каков мастер, такова  и работа», «Много трудился,  а толку ни добился», «Поспешишь - людей насмешишь» , «Тот труда не боится, кто умеет трудится»;

*  о дружбе  - «Все за одного, один за всех», «Дружба и братство -  дороже богатства»,  «Нет друга – ищи, найдешь – береги», «Поделитесь, да не подеритесь», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Что одному не под силу, легко коллективу».

   Проведенная работа показала, что пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия, дружеских отношений друг к другу.

   Примерный перечень пословиц и поговорок по темам.

   Воспитание любви к Родине.

   Нет  в мире краше Родины нашей.

   Народы Советской страны дружбой сильны,

   Родина любимая – мать родная.

   Москвой – столицей весь народ гордится,

   Родину – мать ничем не заменишь.

   Воспитание любви к матери.  

   При солнышке тепло, при матери добро.

   Другой матери не будет.

   Воспитание трудолюбия и уважения к труду взрослых.

   Делу – время, потехе – час.

   Не топор тешет, а плотник.

   Не работы бойся, пусть она тебя боится.

   И готово, да бестолково.

   Не котел варит, а стряпуха.

   Не печь кормит, а руки.

   Терпение и труд все перетрут.

   Много, трудился, а толку не добился.

   Играть – играй, да дело знай.

   Поспешишь – людей насмешишь.

   Долог день до вечера, коли делать нечего.

   Каков мастер, таково и дело.

   Легко сломать, а трудно сделать.

   Не будет скуки, если заняты руки.

   Лучше меньше, да лучше.

   Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

   К большому терпенью идет и уменье.

   Дело мастера боится.

   Работай до поту, поешь в охоту.

   Не хвались началом, похвались концом.

   Стирала – не устала, выстирала – не узнала.

   Труд кормит, а лень портит.

   Не сиди сложа руки и не будет скуки.

   Любишь кататься – люби и саночки возить.

   Мала пчела, да и та работает.

   Воспитание любви к природе.

   Весною дождь растит, а осенью гноит.

   Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.

   В ноябре зима с осенью борется.

   Зайца ноги носят, волка шуба кормит, лису хвост бережет.

   Январь – году начало, а зиме – середина.

   Февраль богат снегом, а апрель водой.

   Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

   Что летом родится, зимой пригодится.

   Воспитание дружеских взаимоотношений, дружелюбия.

   Человек без друзей, что дерево без корней.

   Ссора до добра не доводит.

   Поделитесь, да не подеритесь.

   Дружба и братство – дороже богатство.

   Друзья познаются в беде.

   Новых друзей наживай, а старых не забывай.

   Без коллектива и жизнь не счастлива.

   Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

   Воспитание чувства коллективизма.

   Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

   Что одному не под силу, то легко коллективу.

   Воспитание честности.

   Правда дороже золота.

   Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят.

   Всегда говорится, что лгать не годится.

   За правое дело стой смело.

   В ком правды нет, в том и добра мало.

   Воспитание смелости.

   Смелому победа идет навстречу.

   Смелый в бою не дрогнет.

   У страха глаза велики.

   Отважному человеку никакое дело не страшно.

   Воспитание любви к Армии, к советским воинам.

   В армии быть – народу служить.

   Если армия сильна – непобедима и страна.

   Пограничный край – откуда хочешь врага, ожидай.

   Воспитание скромности.

   Хвались, да назад оглянись.

   Не говори, что делал, а говори, что сделал.

   Воспитание культурно – гигиенических навыков.

   Чище мойся, воды не бойся.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателей«Использование пословиц и  поговорок в работе с дошкольниками»...

«Использование русских народных пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста».

использование пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста...

Использование пословиц и поговорок в работе с детьми

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком....

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и  приведены примеры дидактических игр с применением...

Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»

мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"...