Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Алсу Назифовна Хабибуллина

Игровая деятельность как условие успешной социализации   дошкольника.

                                          «Игра — это огромное светлое окно,

                                          через которое в духовный мир ребенка

                                          вливается живительный поток представлений,

                                          понятий об окружающем мире.

                                          Игра — это искра, зажигающая огонек

                                          пытливости и любознательности.

                                                                                (Сухомлинский В. А.)

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Игра как часть образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" интегрируется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:  - в раннем возрасте (1- 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками... общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого...

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка осуществлению условных действий с предметом, ребенок учится играть, но пока в одиночку.

На 4-м году жизни дети переходят от образной игры к сюжетно - ролевой, от одиночной к совместной деятельности. Однако у детей этого возраста ещё маленький жизненный опыт, они не могут объяснить свои действия товарищам по игре, самостоятельно договориться с ними о правилах, ролях, игры. В связи с этим мы содействуем, помогаем накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Наиболее близкой темой в этом возрасте является  игра в семью. Дети, как мальчики, так и девочки, проявляют большой интерес к этой игре, с удовольствием берут на себя различные роли, выполняют действия по ходу игры, они любят наряжаться сами, одевать и кормить кукол, катать их в колясках, водить к доктору ходить с ними в гости.

Учитывая закономерности развития игры и интерес детей, составила план - схему постепенного введения сюжетов игр на протяжении учебного года: "Приятного аппетита","Семья","Прием у врача", "Магазин"

В начале игры я  учитываю личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, желание играть вместе, интерес к игре другого ребёнка.

Ведь начало игры имеет большое значение для установления контактов между детьми. В этот период дети доброжелательны, охотно принимают желающих в игру. Они устанавливают взаимоотношения по поводу выбора тем, партнёра, распределения ролей, атрибутов, места игры.

Воспитывая желание играть, я формирую у детей их социальную активность: учу их выражать свои потребности, договариваться, помогать друг другу, закладываю основы товарищества, дружбы, взаимопомощи. На этом этапе часто возникают конфликты по поводу распределения ролей, атрибутов. Я предлагаю вариант для разрешения. Например, сразу две девочки хотят быть "Мамами", я предлагаю: "Давайте вы по очереди будете мамой", или "Хотите, вы обе будете мамами, выбирайте себе деток". Таким образом, конфликт исчерпан.

На 2 этапе ребёнок учится играть по правилам, выполнять игровую задачу. В этот период закладываются основы таких качеств, как честность, целеустремлённость, настойчивость, умение радоваться своему успеху и успеху товарища.

При организации игр, учитываю пол ребёнка: так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе со мной строят машину из крупных кубиков или "работают шофёрами, строителями, врачом".

Вступая в игру как равноправный партнёр, перехожу на тот уровень игры, который они мне предлагают, принимаю их правила, тем самым, отслеживаю, актуальный уровень игровых навыков и намечаю возможные варианты их развития.

Например, обыгрывая сказку "Репка", я обратила внимание на то, что дети, перевоплощаясь в сказочных героев, перенимают и присваивают себе свойственные черты характера героев, их поведения, подражая им. Объединяясь общими переживаниями, дети учатся согласовывать свои действия, т. е происходит развитие навыков взаимного общения. Это формирует у детей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения, развивается желание подражать положительным персонажам.

3 этап игры - ребёнок знаком с правилами, играет, проявляя творчество, самостоятельно ищет пути решения игровой задачи.

Чтобы разнообразить игру, поддержать интерес детей я использую:

· Беседы,

· Игры - занятия,

· Игры - драматизации,

· Хороводные игры,

· Пение песен, игру на музыкальных инструментах,

· Введение современных персонажей,

· "Проблемные ситуации",

· Соединение 2-3 тем в один сюжет,

· Логическое завершение игры,

· Анализ и положительную оценку при завершении игры.

Играя вместе с детьми, поддерживаю их самостоятельность, творческое начало. Учу их бережно пользоваться игрушками, играть дружно; внимательно и бережно относится друг к другу, заботиться, предлагать помощь, в игре не мешать друг другу; убирать игрушки за собой.

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то. Что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игры на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

 Одним из аспектов своей работы вижу в том, чтобы пополнить атрибутику современными предметами и костюмами, расширить тематику современных игр, т.к. современные сюжеты очень часто изменяются.

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечить различные виды детской деятельности в том числе и игровой. Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.

Такая среда необходима детям, прежде всего, потому что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Регулярное проведение совместных игр обогащает детей новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, даёт им новый социальный опыт, который важен для развития личности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как условие успешной социализации   дошкольника.

                                          «Игра — это огромное светлое окно,

                                          через которое в духовный мир ребенка

                                          вливается живительный поток представлений,

                                          понятий об окружающем мире.

                                          Игра — это искра, зажигающая огонек

                                          пытливости и любознательности.

                                                                                (Сухомлинский В. А.)

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Игра как часть образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" интегрируется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:  - в раннем возрасте (1- 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками... общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого...

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка осуществлению условных действий с предметом, ребенок учится играть, но пока в одиночку.

На 4-м году жизни дети переходят от образной игры к сюжетно - ролевой, от одиночной к совместной деятельности. Однако у детей этого возраста ещё маленький жизненный опыт, они не могут объяснить свои действия товарищам по игре, самостоятельно договориться с ними о правилах, ролях, игры. В связи с этим мы содействуем, помогаем накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Наиболее близкой темой в этом возрасте является  игра в семью. Дети, как мальчики, так и девочки, проявляют большой интерес к этой игре, с удовольствием берут на себя различные роли, выполняют действия по ходу игры, они любят наряжаться сами, одевать и кормить кукол, катать их в колясках, водить к доктору ходить с ними в гости.

Учитывая закономерности развития игры и интерес детей, составила план - схему постепенного введения сюжетов игр на протяжении учебного года: "Приятного аппетита","Семья","Прием у врача", "Магазин"

В начале игры я  учитываю личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, желание играть вместе, интерес к игре другого ребёнка.

Ведь начало игры имеет большое значение для установления контактов между детьми. В этот период дети доброжелательны, охотно принимают желающих в игру. Они устанавливают взаимоотношения по поводу выбора тем, партнёра, распределения ролей, атрибутов, места игры.

Воспитывая желание играть, я формирую у детей их социальную активность: учу их выражать свои потребности, договариваться, помогать друг другу, закладываю основы товарищества, дружбы, взаимопомощи. На этом этапе часто возникают конфликты по поводу распределения ролей, атрибутов. Я предлагаю вариант для разрешения. Например, сразу две девочки хотят быть "Мамами", я предлагаю: "Давайте вы по очереди будете мамой", или "Хотите, вы обе будете мамами, выбирайте себе деток". Таким образом, конфликт исчерпан.

На 2 этапе ребёнок учится играть по правилам, выполнять игровую задачу. В этот период закладываются основы таких качеств, как честность, целеустремлённость, настойчивость, умение радоваться своему успеху и успеху товарища.

При организации игр, учитываю пол ребёнка: так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе со мной строят машину из крупных кубиков или "работают шофёрами, строителями, врачом".

Вступая в игру как равноправный партнёр, перехожу на тот уровень игры, который они мне предлагают, принимаю их правила, тем самым, отслеживаю, актуальный уровень игровых навыков и намечаю возможные варианты их развития.

Например, обыгрывая сказку "Репка", я обратила внимание на то, что дети, перевоплощаясь в сказочных героев, перенимают и присваивают себе свойственные черты характера героев, их поведения, подражая им. Объединяясь общими переживаниями, дети учатся согласовывать свои действия, т. е происходит развитие навыков взаимного общения. Это формирует у детей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения, развивается желание подражать положительным персонажам.

3 этап игры - ребёнок знаком с правилами, играет, проявляя творчество, самостоятельно ищет пути решения игровой задачи.

Чтобы разнообразить игру, поддержать интерес детей я использую:

· Беседы,

· Игры - занятия,

· Игры - драматизации,

· Хороводные игры,

· Пение песен, игру на музыкальных инструментах,

· Введение современных персонажей,

· "Проблемные ситуации",

· Соединение 2-3 тем в один сюжет,

· Логическое завершение игры,

· Анализ и положительную оценку при завершении игры.

Играя вместе с детьми, поддерживаю их самостоятельность, творческое начало. Учу их бережно пользоваться игрушками, играть дружно; внимательно и бережно относится друг к другу, заботиться, предлагать помощь, в игре не мешать друг другу; убирать игрушки за собой.

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то. Что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игры на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

 Одним из аспектов своей работы вижу в том, чтобы пополнить атрибутику современными предметами и костюмами, расширить тематику современных игр, т.к. современные сюжеты очень часто изменяются.

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечить различные виды детской деятельности в том числе и игровой. Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.

Такая среда необходима детям, прежде всего, потому что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Регулярное проведение совместных игр обогащает детей новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, даёт им новый социальный опыт, который важен для развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»

           Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....

Игровая деятельность как условие успешной социализации младшего дошкольника.

                                        «Игра — это огромное светлое окно,...

Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени

Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...