Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников
статья по теме

Шарафутдинова Миляуша Габдулхаевна

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарафутдинова М.Г. воспитатель

г..Нижнекамск  МБДОУ  №88

Роль  народной традиции в  художественно-эстетическом  воспитании  дошкольников.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народные традиции позволяют приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты ( словесные, музыкальные, изобразительные). . В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма  и  учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость прекрасному.

Слушание сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием пересказывают. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром.  Народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Например, такие сказки, как «Бай hәм ярлы», «Саран hәм юмарт», «Гульчечек» и т.д. В сказках дети лучше понимают, какой это герой, как к нему относиться. Положительный герой требует теплого, доброго отношения, а отрицательный герой – осуждения, не довольствия, возмущения. Татарские народные сказки богаты юмором. Дети любят и понимают сказочный юмор. Он всегда радует детей, вызывает у них веселый смех. Так же много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа: «Гульназек», «Зилян» и т.д. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание ближнему. Сказки помогают детям понять; что такое хорошо и что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Кроме словесного объяснения, полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт  народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта: покрывала или полотенце, украшенные тамбурной вышивкой, посуду, расписанную национальным орнаментом и т.д. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни и быте народа в далёкие прошлые времена. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детском саду. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Рассказывая детям  о красоте и особенностях этой игрушки, постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка».  Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни.

 В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Итак, народные традиции в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


Список литературы.

1.Круглов Ю.Г. «Русское устное народное творчество» Хрестоматия по      

фольклористике. – М: Изд. «Высшая школа» 2003г.

            2.Использование ресурсов Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рисования в системе художественного воспитания дошкольников.

1. Роль рисования в системе художественного воспитания дошкольников. 1.1. Понятие рисования и его роль в развитии дошкольников. Изобразительная деятельность - это специфическое образное позн...

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"...

Роль культуры в художественно-эстетическом развитии дошкольника

Тема: «Роль культуры и искусства  в художественно-эстетическом развитии  дошкольника». С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются...

Роль поэзии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

"Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольника"

В предлогаемой статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественым творчеством дошкольников. Статья предназначина для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста....

Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников...

Роль игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Данная презентация освящает вопрос значения игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников....