«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
статья (младшая группа) на тему

Бузик Юлия Михайловна

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями.

Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательного развития детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.

Проблема познавательного развития - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблемам познавательного развития были посвящены исследования: Божович Л. И., Вербицкого А. А.,. Выготского Л. С, Гальперина П. И., Давыдова В. В., Ильина В. С., Леонтьева А. Н., Марковой А. К., Матюшкина А. М., Петровского А. В., Талызиной Н. Ф., Цукерман Г. А., Фридмана Л. М, Шамовой Т. И., Щукиной Г. М., Эльконина Д. Б., Якиманской И. С. И др.

Особенности познавательного развития в младшем  дошкольном возрасте, условия и методы их формирования в различных видах деятельности изучены в работах Землянухиной Т. М., Годовиковой Д. Б., Кригер Е. Э., Лисиной М. И., Павловец Т. А., Серебряковой Т. А., Чумаковой С. П. и др. Однако вопросы познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

Младший дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей развития ребенка дошкольного возраста. В документе указано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Указанные задачи позволяют подтвердить актуальность проблемы исследования познавательно развития детей дошкольного возраста.

Проблема познавательного развития дошкольников, создания оптимальных условий, направленных на формирование познавательной активности дошкольников, на протяжении многих лет занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях.

В исследованиях Т.И Гризик, Л.С Выготский, Ж Пиаже выделен целый спектр составляющих познавательного отношения ребенка к окружающему, где наиболее значимыми параметрами выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет младший дошкольный возраст, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

Преобладающей формой мышления ребенка младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

Наибольшим обучающим потенциалом обладает дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи.

Дидактическая игра предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.

Проанализировав исследования А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, мы пришли к выводу, что структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал.

Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.

Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П. Усовой: предметные, настольно-печатные и словесные игры.

Методику руководства дидактическими играми в детском саду разрабатывали А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.П. Усова.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Таким образом, дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал. Классификация дидактических игр включает предметные, настольно-печатные и словесные игры.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Создание  и организация деятельности детей в сенсомоторном  центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, разви...

«Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляют...