Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО
статья по теме

Шевченко Ольга Леонидовна

 Проблема взаимодействия детского сада  с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и потому, что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны  категоричность, требовательный тон.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные  результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Основные условия, для реализации доверительного партнерского взаимодействия между ДОУ и семьей это:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, культурного уровня, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями необходимо строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от сада. Полученные данные использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

 3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.

На этом этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

 Формы взаимодействия с родителями воспитанников можно разделить на следующие:

1. Информационно – аналитические: анкетирование; тестирование; опросы. Необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной.

 2. Наглядно-информационные формы: Сайт ДОУ и педагогов; Выпуск семейных стенгазет; Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей; Фотовыставки;

 3. Познавательные: Нетрадиционные родительские собрания; Круглый стол. Совместная работа по тематическим планам, проектам; тренинги; деловая игра.

  4. Досуговые: Совместные праздники, досуги, развлечения; Совместные спартакиады; Семейный театр; Участие родителей в конкурсах, выставках.

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

    Критерии оценки эффективности работы детского сада с семьёй:

  • Рост посещаемости родителями совместно организованных мероприятий, активная позиция участника;
  • Проявление у родителей заинтересованности к воспитательной деятельности, обмен опытом, анализ достижений и ошибок;
  • Осознание значимости партнерских отношений между ДОУ и семьей, включение в педагогический процесс (активное участие в развлечениях, субботниках, «семейных клубах», соревнованиях, выставках и т. д.)
  • Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ (анкетирование, опрос, книги отзывов, оценочные листы) .

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей»  и   «наблюдателей»  становится  активными  участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образ...

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО

Задача воспитателя – найти подход ко всем родителям детей в своей группе. Как это сделать, если они не проявляют интерес? Что должны учитывать воспитатели, когда они составляют план взаимодейств...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»

laquo;Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»...