Вариативные формы предоставления дошкольного образования
статья на тему

Дронова Елена Давидовна

Вариативные формы предоставления дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnoe_obrazovanie.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дронова Е.Д.

ст.воспитатель ГБОУ Школа 2120, ДОП-5

«Вариативные формы предоставления дошкольного образования»

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью создания вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей в ДОУ, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Семейная дошкольная группа

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.17 и 64 Закона об образовании в РФ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования. Одним из возможных путей решения вопроса обеспечения гарантии прав граждан на получение доступности образовательных услуг дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу может стать развитие вариативных форм организации работы с дошкольниками путем создания семейных дошкольных групп.

В 2015г. в МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» появилось структурное подразделение: семейная дошкольная группа. Ее появление стало результатом большой предварительной работы, проведенной на двух уровнях:

- управления образования и администрации Баганского района;

- самого ДОУ.

На 1-м уровне была сформирована нормативно-правовая база:

- создано Положение «О создании районной экспериментальной площадки по отработке модели «семейного детского сада», в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм дошкольного образования, поддержки материнства и детства, снижения очередности в дошкольные образовательные учреждения,

- создана комиссия и обследованы социально-бытовые условия семьи;

- создано две семейные дошкольные группы на базе ДОУ;

- утвержден список детей-воспитанников семейных дошкольных групп (СДГ).

На 2-м уровне был разработан пакет документов, регламентирующий деятельность учреждения и СДГ:

- изменение штатного расписания с введением двух дополнительных ставок воспитателя;

- разработаны Должностная инструкция воспитателя СДГ, трудовые договора, договор между ДОУ и СДГ, оформлены личные дела воспитанников группы, документация по соблюдения правил СанПиНа.

Главной целью групп является присмотр, уход и оздоровление детей в условиях семьи без реализации ООП. Воспитанниками двух семейных дошкольных группы являлись 9 детей, в настоящее время функционирует одна СДГ- 3 ребёнка. Детским садом определена модель взаимодействия воспитателей СДГ с учреждением: медицинская сестра курирует вопросы соблюдения требований СанПиН, проводит обучение по организации питания. Заместитель заведующего руководит методической грамотностью воспитателей по выполнению режимных моментов, по методике закаливания детей; организовывает взаимодействие воспитателей с педагогами - специалистами ДОУ. Я, как руководитель координирую всю деятельность, оформляю трудовые отношения, инструктирую воспитателей по технике безопасности, обеспечиваю взаимодействие с ЦРБ с.Баган по медицинскому обслуживанию воспитанников, осуществляю контроль. Это позволяет не только систематически получать новый опыт работы детского сада, но и при возникновении рабочих вопросов сразу находить их решение. Учитывая невозможность воспитателей СДГ встречаться в стенах детского сада без детей, для реализации всего процесса, было найдено удобное время встреч с администрацией и принято решение проводить их на дому семейной группы, либо по телефону и через электронную почту. А члены администрации ДОУ разработали и передали воспитателям памятки, графики, правила, учитывая «домашний уклад» группы. Дети воспитываются согласно утвержденному приказом заведующего ДОУ режиму дня. В нем отражены и время функционирования группы, и проведение всех режимных моментов: утренней гимнастики, одевания/раздевания детей, питания, прогулки, закаливающих процедур. 

Семейные дошкольные группы, как новое структурное подразделение нашего учреждения действует три года. Конечно, возникающих вопросов пока много. Но преимуществ, как нам видится, еще больше: мамы - воспитаетели получили не только новое рабочее место без отрыва от семьи и воспитания детей, но и огромный поток новых знаний, которые, всерьез помогают правильно растить и воспитывать своих детей. Детская жизнь этих дошколят организовалась так, что стала насыщенной и интересной, по-настоящему полезной для них. Мы постоянно приглашает их на различные праздники и развлечения.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.

Конечно, введение такой модели не может быть массовой, но есть уверенность, что за ней будущее. К тому же она вызывает интерес у определенной части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.

Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы организации дошкольного образования

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...

Статья: Вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования - решение задачи доступности первого уровня общего образования.

В данной статье представлен материал об открытии и функционировании семейной дошкольной группы как структурной единицы образовательного учреждения.Даны ключевые понятия, перечень нормативных документо...

Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.

Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права...

Доклад "Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

Вариативные формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу....

Приказ "Об использовании вариативных форм предоставления дошкольного образования и реализации проектов инновационного развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году.

В целях оказания всесторонней помощи семье и формировании навыков самостоятельности в обучении, в воспитании и развитии способностей воспитанников при занятости родителей, а также c целью реализации в...

"Консультативный пункт как одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания (как результат работы по проекту "Мы вместе, мы рядом")

Цель консультационного центра: повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) дошкольников.Задачи консультацион...