«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бычкова  Елена  Леонидовна

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие` чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому` природе, культуре малой Родины. МЫ, педагоги, должны создать такие условия, чтобы ребёнок ощутил красоту окружающего его мира, почувствовал ответственность за свою землю,` свой родной край, дом, людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»

Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная.

Ж. Ренар

Моя малая Родина…У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все! В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё больше общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании рассматривают региональный компонент. Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие` чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому` природе, культуре малой Родины. МЫ, педагоги, должны создать такие условия, чтобы ребёнок ощутил красоту окружающего его мира, почувствовал ответственность за свою землю,` свой родной край, дом, людей.

Особой формой общественной жизни дошкольников является та, в которой они самостоятельно объединяются в мини-группы, действуют сообща, осуществляют свои замыслы, познают мир –  и это игра. Значение игры для своевременного и полноценного развития дошкольников огромно. Учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов игровому взаимодействию с детьми. Дидактическая игра — игра обучающего характера, с регламентированными правилами, но задача обучения в них не выступает прямо, она скрыта от детей, для которых на первый план выходит игровой аспект. Игр краеведческого характера по изучению достопримечательностей родного города и края (г. Саяногорск) найти практически невозможно. Поэтому, мы воспитатели, изготовили игры по краеведению, направленные на развитие нравственных качеств у детей и разработали правила их проведен. Вот некоторые из них:

  1. Развивающая игра «Кто где живёт?» — помогает закрепить знания детей о диких и домашних животных Республики Хакасии, городских птицах, аквариумных рыбках и рыбах, обитающих в наших водоёмах.
  2. Настольная игра «Одень куклу в национальные костюмы народов Хакасии». В комплект входит иве плоскостные куклы и набор национальных костюмов народов Хакасии.
  3. Настольная игра — путешествие «Край мастеров» с изображением контура Республики Хакасия Ход игры начинается с города Саяногорска. Двигаясь по карте, дети узнают, чем славится наш край, где добывают полетные ископаемые (мрамор, гранит, руду, уголь), где находится источник света и тепла, крупнейший в России энергетический комплекс, в его состав входят: Саяно-Шушенская ГЭС, Майнскии гидроузел. Рассказываем детям о том, что у нас есть крупнейший Алюминиевый завод, ХАК, завод  Саянская фольга, камнеобрабатывающий комбинат Саянмрамор. Крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие, агропромышленная компания «Мавр», а также сельскохозяйственные угодья, скотоводческие и охотоведческие хозяйства, лесопромышленный комплекс, который включает в себя лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия. В Хакасии много мест для отдыха - это горнолыжный курорт «Гладенькая», оздоровительный комплекс «Жарки», санаторий-профилакторий «Металлург», а также множество солёных и пресных озёр. Дидактическая игра по  ОБЖ «Внимание: природа!» Знакомит детей с опасными ситуациями, которые могут случиться с людьми на природе (учитывая особенности Республики Хакасия), что может нанести вред здоровью человека. Досуговая игра – моделирование «Любимые уголки родного города, края». Дети моделируют из плоскостных фигур любой знакомый им уголок города, края. В основе дидактической игры по природоохранному труду «Операция «SOS» лежит принцип пазлов. Игра состоит из карточек, которые нужно соединить в логические цепочки, обозначающие помощь объекты природы.
  • Сломанная веточка –  верёвочка - подвязанная веточка.
  • Мусор – веник – мусорный бак.
  • Птицы зимой — кормушка на дереве — птицы клюют корм из кормушки.
  • Загрязненная река — человек чистящий речку –  чистая река с рыбой,

Настольная театрализованная игра «Сказки народов Республики Хакасия» знакомит детей с устройством театра (сцена, занавес, зрительный зал, декорации). Дети моделируют сцену и разыгрывают скатки народов, населяющих Республику Хакасия (хакасская сказка Лисичкин пир», украинская сказка «Рукавичка», армянская сказка «Змея и рыба», русские народные сказки и другие). Развивающая игра «Что где растёт» позволяет расширить и обобщить знания детей об овощах, фруктах, лекарственных растениях, садовых цветах, произрастающих на территории Республики Хакасия, знакомит с Красной книгой.

Кроме игр, нами изготовлены природоохранные знаки, которые дети устанавливают во время занятий по экологической тропе.

Запрещающие знаки:

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников
  • Нельзя ловить диких животных и уносить их домой
  • Нельзя жечь костры в лесу
  • Нельзя сбивать ногами несъедобные трибы, они нужны окружающей природе
  • Нельзя шуметь в лесу
  • Нельзя подходить к птичьим гнездам и трогать их
  • Нельзя рвать цвет, для букетов использовать специально выращенные цветы

Идеи всех игр, разработанных нами, отвечают целям воспитания в детях любви и бережном отношения к природе, к родному краю, чувству гордости за нашу маленькую Родину. Из истории мы все знаем, что патриотические чувства формируются в процессе жизни и бытия человека, который с момент рождения привыкает к окружающей среде, природным особенностям и языковому своеобразию, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому так важно заложить искренние, глубинные чувства любви и привязанности к своему краю, воспринимаемому в качестве родной и привычной среды обитания и являющемуся частью единой Родины. В будущем ребёнок о своей малой Родине с достоинством и уважением может сказать: «Хакасия — это моя Родина, здесь мои корни, здесь я живу».

Литература

1. Афанасьева И.В. Игры краеведческой направленности / И, В. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. Практический журнал для воспитателей ДОУ - 2007.

2. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление ДОУ, Научно-практический журнал. — 2005.

3. Поляков М. А. Хакасии/М. А. Поляков —М.: Советская Россия, 2000.

4. Такпешев. А. П. Республика Хакасия / А. П. Такпешев — М.: РА Реал Плюс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения реферат

В настоящее время в педагогической работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения происходят видимые изменения. Дети дошкольного и младшего школьного возраста - активны, инициативны, люб...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольной образовательной организации.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»

laquo;Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста» Формирование гражданско-патриотической позиции – что это такое по отношению к детям дошкольного возра...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

О работе педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников...