Проект "Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций"
проект (подготовительная группа) по теме

Гурина Людмила Валерьевна

Воспитывая удетей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию,что их край - это частица Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy.docx23.03 КБ
Файл konsultatsii.docx181.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 Тема проекта:  «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»  

 Тип  проекта: информационно – творческий

 Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта - дети  подготовительной  группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.      

Задачи:      

  • продолжать знакомить  детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни;
  • развивать интерес к народной игре, к народной кукле, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
  • помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект

Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?  

 Предполагаемый  результат  

Дети: 

  • обогащение  знаний детей о культуре,  традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО;
  • раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности;
  • желание играть в национальные игры народов Югры, мастерить народную куклу.
  • уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители :

  • раскрытие творческих способностей в семье;
  • ощущение личной сопричастности к образованию и  воспитанию  своего ребѐнка;
  • формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

   Актуальность   проекта 

 Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что еѐ любить, надо знать еѐ историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребѐнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребѐнке патриота, гражданина.        

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.      Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.

Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.     К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.     "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси.          

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.      

  Мы выдвинули гипотезу:  приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как  наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.                      

     

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Мероприятия

сроки

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)

  • изучение  литературы;
  • обновление содержания предметно-развивающей  среды;
  • составление  конспектов, картотек  игр, опытов, пособий;
  • определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей.

2

Основной этап (практический)        

  1. Экскурсия в музей

Тема: знакомство с традициями и обычаями коренных народов Севера.

Цель: вызвать у детей интерес к культуре и быту народов Севера.

  1. Сказки бабушки Аннэ

Цель: познакомить детей с творчеством сказительницы

Анны Митрофановны Коньковой.

  1. Экскурсия в библиотеку

Тема: Загадки и сказки народов Севера.

Цель: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, загадками, пословицами и поговорками и т.п.

  1. Досуг: «Игры коренных народов Севера»

Цель: познакомить детей с различными народными играми

 (Игры «Собери крупу для хантыйской каши «Саламат», «Кто быстрее соберѐт чум»,  «Хейро», «Перетягивание палки»              «Хват без перехвата» и др.).         

  1. Занятие на тему: «Моя Югра»

Цель: закрепить знания детей о родном крае, пробудить у детей интерес народным играм и любовь к национальной кукле «Акань».

Задачи:

  • систематизировать и обогатить знания детей о своём крае расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО – Югры;
  • познакомить детей с национальной куклой – оберегом для дома - «акань»;
  • способствовать формированию уважительного, бережного отношения  к обычаям и традициям коренных народов севера, к народным играм.
  1. Интегрированное занятие  на тему: «Хантыйское стойбище» (коллективная работа)

Цель: познакомить воспитанников с приемами выполнения объёмной  аппликации из меха и других материалов.

Задачи:

  • ознакомить детей с приёмами работы с мехом;
  • развивать у детей воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов Севера.
  1. Участие в акции: «Сделай подарок Югре»
  2. Выставка: «Моя Югра – Моя Родина» (стенгазета: «Как это было…»)

Цель: воспитывать интерес к традиционным промыслам народов ханты и манси.

  1. Участие в конкурсе чтецов ДЮЦ «Прометей»: «Моя Югра – Моя Россия» (3 место)
  2. Встреча с представительницей коренных народов Севера Ниной Гиоргиевной Руковой
  3. Консультации для родителей:
  • «Национальные праздники народов ханты и манси»
  • «Коренные народы Западной Сибири»
  • «Подвижные игры народов Севера»

3.

Заключительный этап (обобщающий)

 

  1. Альбом:  «Быт  и культура коренных народов Севера»;
  2. Альбом: «Сказки бабушки Аннэ»;
  3. Выставка творческих работ «Мой край – Югра»,

                                                     



Предварительный просмотр:

Консультация

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ  ХАНТОВ И МАНСИ.

Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы. 

Цель моей консультации: продолжать знакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни народов. Развивать интерес к народным праздникам, желание использовать элементы  в самостоятельной педагогической деятельности. Помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.  Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям народов ханты и манси.

Одним из главных праздников ханты и манси является:

 Медвежий праздник.

 В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Ханты и манси почитают его.  Праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стрелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь. 
Шкура, часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно. Голове оказывают всевозможные почести — к ней наклоняются для прощания, ее бережно вынимают из саней, торжественно передают с рук на руки и с ритуальной борьбой у двери вносят в дом, где водружают на «священный» стол среди яств — хлеба, печенья, конфет, рыбы, оленьего мяса. Перед ней ставят блюдце с курящейся чагой — целебным березовым наростом: это тоже обряд очищения. Медвежий праздник проводится по случаю убитого медведя, чаще зимой.
http://national-travel.ru/images/medvedica(1).jpg

Другой не менее важный праздник  - посвященный встрече весны ханты и манси. Называется он «Вороний день». 7 апреля.
Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни.
Праздник может быть как массовый, так и семейный. За день до прилета ворон, вечером, делают из сена гнезда, в них кладут конский помет, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнезда делали возле стайки, в огороде, каждый ребенок делал по несколько гнезд. Утром надо рано встать и все собрать, чтоб другие люди не собрали. Стараются собрать как можно больше гнезд, для того чтобы летом найти много утиных гнезд. В каждом доме пекут золотистых птиц. В день праздника дети бегают по улице, держа на небольших палочках испеченных птиц, собирают щепочки. Желающие сходить в лес собираются вместе, несут с собой еду, готовят "саломат". Молятся, призывая всех Духов - покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Дети готовят луки и тупые стрелы, учатся попадать в цель. На дерево вешали лоскутки, которые изготовлялись на всех членов семьи.
Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на "Вороний день". Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то "сорок утренников пройдет до тепла", т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к "большой воде". 
По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет. 
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=46dee3c98289aea1c94e62782c9d685d-66-144&n=21

 Следующий праздник не менне важный – это День Обласа. Праздник открывает традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача. После обряда состоятся соревнования на обласах- национальных одновесельных лодках народа ханты. В соревнованиях могут принимать  участие мужчины и женщины. Победителей соревнований 
ждали призы.
Показать свою удаль могут не только представители коренных 
народов, но и все желающие, приняв участие в национальных играх: перетягивании палки, прыжках через нарты и стрельбе из лука.
Праздник уходит своими корнями в древние времена, когда 
мужчины народов ханты и манси открывали соревнованиями новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
 
E:\ХАНТЫ\_MG_5167.jpghttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=02eb7e1898a9b262d66c606fb18b516c-66-144&n=21

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с хозяйственной деятельностью народов севера. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. 
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Консультация для родителей

Подвижные игры народов Севера

      Уважаемые родители!  Познакомить детей с играми какого-нибудь народа - лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимой детской сказки « Малыш и Карлсон» и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость.

     Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

Поиграйте с детьми!

«Волк и олени»

     Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Тюленьи бега

     Эта игра - состязание в беге. Игроки подражают тюленям. Все располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

«Оленьи упряжки»

     Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

     Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Играйте с детьми и будьте здоровы!

Консультация

Коренные народы Западной Сибири

Первые упоминания о людях, живущих за Уралом, на Югорской земле, как раньше называлась территория Западно - Сибирской низменности, встречаются в "повести временных лет", датируемой 1096 годом.

"Югра же люди есть, язык нем и соседям с самоядью на полумощных странах", - сообщалось в летописи.

Коренные жители Западной Сибири - ханты, манси. Ханты и манси живут по берегам реки Обь.

Во внешнем облике ханты, манси невысокого роста, темноволосые, светлоглазые. У них несколько выступающие скулы, прямые мягкие волосы. Раньше мужчины носили одну и две косы, украшенные узкими полосками ткани, расшитые бисером, пуговками, бляшками. Сейчас мужчины волосы стригут и кос не носят. Для женщин косы были и остаются традиционной прической. Ханты, манси - выносливый народ. Видимо выносливость веками вырабатывалась у них благодаря особому способу жизни и суровому климату. Трудные условия жизни в тайге, быт охотников и рыболовов, редкие расселения наложили отпечаток на характер этих народов. Это ловкие и сильные люди, меткие охотники и отличные рыбаки, которые прекрасно чувствуют себя в тайге.

Наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства было шитье и украшение одежды. Одежда у ханты, манси двух типов: глухая, без разреза спереди, скорее аборигенного происхождения, и распашная, с разрезом спереди типа халатов и кафтанов (из оленьих шкур двухслойная, на меховой подкладке женская шуба сах, мужская куртка колек из сукна и др. тканей), возможно южного происхождения. Обувь также двухслойная: чулки мехом вовнутрь и сапоги мехом наружу. Меховую одежду шьют сухожильными нитками. Высушенные сухожилия расколачивают деревянной колотушкой в деревянной колоде. Отдельные, полученные таким образом нитки затем ссучивают в довольно длинные крученные нитки и шьют иголками: раньше костяными, а теперь обычными, металлическими.

В быту у хантов и манси повсеместно используются различные мешки из меха, ровдуги, кожи. В них. хранят продукты, а так же одежду и заготовки для шитья. На севере эти мешки шьют из меха разных зверьков, из оленьего меха, а также из ровдуги. А на юге округа из птичьих шкурок и рыбьей кожи налима, стерляди. Из кожи налима делают мешки для продуктов, прочные и влагонепроницаемые, у них своеобразный внешний вид - чередуются светлые и более темные полоски кожи. В северных районах, лицевую сторону мехового мешка украшали замкнутой декоративной композицией в виде фигуры соболя или глухаря. В больших таких мешках перевозили вещи.

У хантов (остяки) и манси (вогулы) в недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Они изготовляли себе все необходимое в быту и для промыслов: одежду, обувь, посуду, орудия труда. Существовало разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты, металлические украшения путем литья в формы.

Даже при первом ознакомлении с народным прикладным искусством ханты и манси невольно отмечаешь его красочность, богатство орнамента, разнообразие обработки материалов. Помимо распространенных на севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и пушных зверей, тут мы встречаемся с изделиями из рыбной кожи, циновками из травы и камыша, полотном из крапивы, из корней кедра, вышивками, покрывающими почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде, поэтому она так нарядна.

Головы женщины обычно покрывают платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так чтобы все поле платка свободно свисало сзади.

Они занимались рыболовством и охотой, также земледелием и скотоводством. Освоили оленеводство, упряжное собаководство, умение изготавливать легкие долбленные лодки, лыжи-голицы и обшитые мехом, хорошо приспособленные к суровым северным условиям одежду и обувь, научились строить теплые зимние и легкие переносные жилища, заготовлять впрок пищу (рыбу, мясо, ягоды, грибы).

Охотятся в Западной Сибири на лося, медведя, лесную и

водоплавающую птицу. Но главный охотничий промысел - добыча пушнины: белки, соболя, горностая, колонка, лисицы. Добывают пушнину разными способами: при помощи ловушек, капканов, петель. Петли на зайца, куропатку, а также ловушки на глухарей, рябчиков, тетеревов устанавливают вокруг селений, их проверяют старики, женщины, дети. А вот соболя, белку и других зверьков надо выслеживать собакой. Это дело мужчин.

Нельзя представить себе сибирского хозяина без собаки. В Сибири вывели прекрасную породу охотничьей собаки - лайку. Особенно ценятся белые лайки. У лайки острые уши, крепкие быстрые ноги, пушистый хвост. Лайка имеет отличный нюх: она врожденный охотник. Она не избалована, спит всегда на улице, летом сама добывает себе пищу - мышей и мелких птиц. Сибирские охотники относятся к своей собаке с уважением и доверием, как к другу. За десять дней охотник может убить до тысячи белок.

Синие тени высоких стогов

Сена морозный дух...

Охотник не слышит своих шагов,

Хотя весь обратился в слух...

Вот так почти до самой весны

Живет он верой в успех

И добывает для всей страны

Теплый беличий мех.

Микуль Шульгин

Основным типом жилищ у хантов и манси был срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В качестве временного жилища использовали каркасные строения из жердей и чумы, крытые берестой или шкурами.

ХМАО - исконная территория проживания малочисленных народов Севера. В округе они представлены хантами и манси.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...