Консультация: «Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия»
консультация на тему

Махрова Александра Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_sposoby_oznakoml.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия»

Подготовила: Махрова А.Ю.

Способы ознакомления детей с христианскими заповедями любви, добра и милосердия.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Воспитывать в детях такие чувства, как любовь, добро и милосердие нужно с раннего возраста, еще с детского садика. Конечно, не словами, а наглядным примером, словами и поступками. Нужно, чтобы дети обязательно всё видели своими глазами, принимали участие в этом.

Дошкольники  наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Одной из задач духовно - нравственного воспитания дошкольников является знакомство детей с христианскими заповедями, которые учат культуре  и милосердию, состраданию, доброте, любви, сочувствию к людям.

Дошкольный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни. Цель духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом,  педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывали такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности, воспитание любви, доброты и милосердия. Когда воспитаны, привиты эти чувства, то человек правильно ориентируется в окружающей жизни.

Одним из перечисленных качеств личности является милосердие.

Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу

человеческого счастья.  Великий древнегреческий философ Платон сказал:

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Актуальность  этого высказывания  не вызывает ни у кого сомнения.

      В  нашем мире  слишком  много жестокости. О страшных фактах насилия сообщают СМИ,  много вандализма мы  и наши дети видим вокруг себя. Уже, кажется, все, что можно сломать и разбить – все сломано и разбито, всюду, где можно написать нецензурное слово – оно написано. Иногда, думается, будто растет какое-то особое жестокое поколение. Это, конечно не совсем так.

Никто не рождается жестоким и бессердечным.  Все это человеком приобретается  в процессе его жизни. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. В мире реальности задача  педагога в содружестве с родителями учить детей быть добрыми, милосердными.    Нельзя воспитывать нравственность, милосердие  одними только словами, без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил.  А ребенок - через воспитание в ДОУ и семье.

       Поэтому, необходимо привлекать детей и родителей к различным акциям, социально – значимым мероприятиям, например:

  • «Будьте милосердны!» ко Дню пожилого человека,  
  • «Зажги искорку добра!»
  • «Поделись своей добротой!»
  • «Подари игрушку»
  • посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями)
  • встречи с интересными людьми
  • детская благотворительность (подарки для сирот) и т.д.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Можно использовать следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок (педагогами, детьми);

рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• экскурсий;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

• чтение сказок и христианских притч;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций.        

Практический метод используется, когда необходимо:

• организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения, ручной труд

• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.

Формы работы с детьми:

• Факультативные занятия по духовному воспитанию;

• Занятия-утренники;

• Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

• Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

• Беседы, беседы-обсуждения;

• Тренинги по формированию коммуникативных навыков;

• Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;

• Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

• Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно», как Св. Николай»);

• Разучивание стихов, песен к празднику;

• Целевые прогулки;

• Занятия-экскурсии;

• Посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями);

• Встречи с интересными людьми;

• Детская благотворительность (подарки для сирот);

• Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

• Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

• Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

• Создание видеофильма «Наши праздники»;

• Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненных детьми и детьми вместе со взрослыми;

• Посиделки-чаепития.

Воспитывать можно самыми разными путями, методами и средствами. Воздействие  на ребенка оказывает абсолютно все: атмосфера,  посадка, помещение, предметы, книги, игрушки и т.д.  Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Особо располагает к искреннему разговору посадка детей. Здесь нет  второстепенного, в разговоре и воспитании важна каждая деталь.  Когда дети сидят в едином кругу, глядя друг другу в глаза  и беседуют, они стараются говорить искренне.

Безусловно, что воспитать культуру и милосердие на нескольких занятиях и мероприятиях, и только в ДОУ,  практически  невозможно. Это нужно делать каждый день, каждый час, каждую минуту. Своим личным примером, своим поведением, своим характером,  своей деятельностью. А задача и цель у нас одна: сеять разумное, доброе, вечное.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Способы ознакомления детей с природой.

Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно чаще проводить прогулки за пределы детского сада. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различным...

Способы ознакомления детей со скульптурой

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей сташего дошкольного возраста со скульптурой....

Дополнительная программа по духовно - нравственному воспитанию В мире любви добра и милосердия

Программа «В мире любви добра и милосердия» представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православн...

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.       Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучи...

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями (из опыта работы)

Статья может быть полезна для педагогов детей дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребёнка с понятием частей суток и днями недели, а также развивать у него ч...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Заповеди для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье»

Семья для ребенка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – п...