"Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в современных условиях"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Хабарова Елена Валерьевна

Предлагаемый опыт работы Мельниковой И.Н. содержит практические материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности детей старших дошкольников.

В содержании материалов включены: перспективный план работы, картотека опытов и экспериментов, конспекты НОД, условия для создания детского экспериментирования, рекомендации для родителей детского сада.

Предложенные автором методические разработки адресуются как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Он не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику.

Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема ООД: «Чудо-фрукт»

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи: -расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни(показать зависимость здоровья человека от правильного питания);

- закреплять умения группировать предметы по разным признакам;

- формировать умения получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

-учить рассуждать, делать выводы;

- развивать интерес к познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;

- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Словарная работа: цедра, цитрововые фрукты, лайм, грейпфрукт, помело, эфирные масла.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование; презентация о лимоне; фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, мандарин; лимоны по количеству детей; лупы; ёмкости с водой; салфетки влажные; одноразовые тарелки; стаканы; фартуки.

Ход занятия:

- Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!

 - Поздороваться друг с другом, подарите добрые улыбки. (Доброе утро)

-Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Если ты весел-ты здоров, если хмур-заболел?» (ответы детей)

-Что же нам необходимо для того, чтобы всегда быть здоровыми и веселыми? (ответы детей)

- Верно, а еще необходимо правильное питание. Что значит «правильное питание»? (ответы детей)

На экране появляются картинки с изображением продуктов питания.

- Как вы считаете, какие из предложенных продуктов питания полезные, какие – не очень, а какие – даже вредны для здоровья?

(Дети выбирают, объясняя свой выбор)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод. Правильное питание – залог здоровья.

- Ребята, а какие очень полезные продукты здесь не представлены? (Фрукты)

- Чем полезны фрукты? (Много витаминов)

Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, апельсин, мандарин, лимон, банан, груша.

- Перед вами фрукты. Обследуйте их, назовите. (Дети выполняют)

- Разложите, пожалуйста, фрукты на группы по вкусу. (Выполняют)

- Сколько групп получилось? (Две) Какие? (Фрукты сладкие и кислые)

- Как еще можно сгруппировать фрукты? (по цвету, по величине)

- Верно, а еще по текстуре кожицы. Посмотрите, есть фрукты с гладкой кожицей, а есть с неровной, пористой. (Дети выполняют)

- Сколько групп получилось?

- По какому признаку группировали?

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получается разное количество групп.

Физкультминутка. (Фрукты)

Будем мы варить компот (шагаем на месте.)
Фруктов нужно много (показать руками много.) 
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот (повернуться вокруг себя.)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши).

- А сейчас я предлагаю вам стать учеными – исследователями. Скажите, чем занимаются ученые? (исследуют, наблюдают, проводят опыты).

- Я приглашаю вас в нашу «Лабораторию интересных открытий». Для чего мы с вами приходим в лабораторию. (Чтобы узнать, что-то новое и интересное)

- Для работы в лаборатории наденьте нашу спецодежду: я надену халат, а вы фартуки.

- Чтобы узнать о чем пойдет речь в лаборатории отгадайте загадку, отгадку увидите на экране.

Витамина "С" король!

Уважать его изволь:

Приглашай к себе на чай

Или просто так встречай!

В ярко-желтом фраке он.

Кто же это? - Фрукт... (лимон)

- Ребята, почему вы так решили?

Вы уверены в этом? Докажите.

Вы правы, конечно же, это- лимон.

- Лимон особенный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого мне понадобится яблоко и долька лимона.

Опыт «Лимон защитник»

- Разрезаю яблоко пополам, а теперь одну половинку смочим лимонным соком, а вторую оставим так и чуть-чуть подождем.

- А пока внимание на экран.

Лимон - фрукт рода цитрусовых.

- Ребята, какие вы еще знаете цитрусовые фрукты?

(апельсин, мандарин лайм, грейпфрукт, помело).

- Как вы думаете, где растет лимон?

- Этот экзотический фрукт привезли в нашу страну из Индии.

- Скажите, какой лимон на вкус?(кислый)

- Правильно, но при этом очень полезный .

-Ребята, давайте вместе рассмотрим лимон.

Какой он на ощупь? (по форме, цвету, на вес).

Составление рассказа по схеме.

- А теперь вернемся к первому опыту. Посмотрите, что изменилось?

(Ответы детей).

Сегодня мы, мы изучаем лимон и его необычайные свойства.

- Секрет в том, что кислород (воздух) окисляет яблоко, поэтому оно потемнело, а лимонный сок защищает его. На этом основано защитное действие лимона.

- Дети, я знаю, что вы любите экспериментировать. Предлагаю вам провести еще один опыт с лимоном.

- Уважаемые исследователи, если опустить лимон в воду, что с ним произойдет? (ответы)

- Для проведения экспериментирования нам понадобится лимон и ёмкость с водой. Итак, приступаем к работе. Ваня опусти лимон в воду. (выполняет)

-Что происходит? (Лимон плавает на поверхности воды).

-Почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам опустить дольки лимона в воду.(Дети выполняют)

- Ребята, что произошло с дольками лимона, опущенными в воду? ( ответы детей)

- Как вы думаете, что держит дольку на поверхности? (Ответы детей)

Внешняя оболочка цветная, окрашенная лимона называется цедра. Она имеет особое строение. Давайте вместе её рассмотрим. Возьмите в рики дольку лимона.

- Какая на ощупь цедра?

-Вдохните её запах. Какой он?

Верхний слой цедры лимона пропитан душистыми маслами. Они называются эфирные – это значит, что они очень легкие, летучие. Когда мы режем лимон, они освобождаются и попадают в воздух. Именно эфирные масла придают лимону такой аромат. Мы можем узнать, где «прячутся» эфирные масла, если рассмотреть цедру сквозь увеличительное стекло. (Дети с помощью лупы рассматривают внешний слой цедры лимона).

- Обратите внимание на тёмные точки на цедре. Они очень маленькие. Придавите их пальцем. Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?  

 ( Ответы детей)

- Снаружи лимон очень гладкий, покрыт прочной корочкой, которая пропитана эфирными маслами. А что расположено у лимона между этой корочкой и мякотью?

- Это внутренняя часть лимона. Какая она на ощупь?

(Дети обследуют внутренний слой цедры, рассматривают  его с помощью лупы).

- Этот слой очень легкий, пористый, он имеет множество отверстий, которые заполняет воздух. На что похожа внутренняя часть корки лимона?

- Как вы думаете, что держит лимон на поверхности воды?

- Именно внутренний слой цедры лимона, пропитанный пузырьками воздуха держит его на воде как надувной круг.

Чтобы еще раз убедиться в этом опустим очищенный лимон в ёмкость с водой. Что произошло? (Ответы детей)

Вывод: в цедре (кожура) лимона есть множество пузырьков с воздухом.  Именно они, пузырьки с воздухом, держат лимон на поверхности воды.

Пальчиковая гимнастика «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.  (Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.)

Я его слегка сжимаю –   (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)  

Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)

Всё в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить

«лимон» и расслабить руку.)

Выполнить это же упражнение левой рукой

- Ещё одно свойство имеет лимон – это он незаменимый продукт на кухне. Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.

- Ребята , а что можно приготовить из лимона?

- Для этого нам понадобится ваши лимоны, 4 стакана воды и 0,5 стакана сахара.

Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Секрет приготовления в том, чтобы легче было выжать сок лимона, надо его взять и с силой раскатать на столе. А я разрежу лимон по 2 половинки – одну вы уберёте на тарелку, а из второй нам надо выжать сок. Можно это сделать вручную, либо использовать прибор, который называется соковыжималка. Она есть механическая и электрическая. (Выжимают сок).

- Насыпаем сахар в ёмкость с лимонным соком, перемешиваем и разводим в графине с 4-мя стаканами воды.  

- Готовы попробовать? (Разливают в стаканы)

- Что нового и интересного о лимоне вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, эти знания и другое вам пригодится ?

- Что больше всего вам понравилось?

- Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Благодарю вас за активность и стремление к науке. Я уверена, что полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного «почемучки»? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

- Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём «проб и ошибок» ребёнок найдёт верное решение.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Удачи Вам и Вашему ребенку!



Предварительный просмотр:

ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПО БЛОКАМ)

Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Методика проведения опыта

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

I. Волшебница-вода

Опыт 1.

«Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2

«У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3

«У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4

«Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт 5

«Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт 6

«Вода - жидкая, может течь»

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

II. Воздух-невидимка

Опыт 1

«Воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2

«Пузырьки воздуха»

Опустить стакан в банку с водой, но, держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3

«Ветер - это движение воздуха»

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух - тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу - от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 4

«Ветер»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 5

«Волны»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море»: красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Опыт 6

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 7

«Ветер - это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 8

«Ветер»

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни?

Опыт 9

«Песок путешествует по пустыне»

Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.

Опыт 10

«Гром и молния»

Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.

III. Что у нас под ногами

Опыт 1

«Посев семечка»

Возьмите глубокий лоток любой формы. Соберите детей вокруг стола и приготовьте почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить дождевых червей. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимся ростком.

Опыт 2

«Сыпучий песок»

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

Опыт 3

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт 4

«Свойства рассеянного песка»

Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. Карандаш погрузится глубже в набросанный песок. Отпечаток тяжёлого предмета будет более отчетливым на набросанном песке. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт 5

«Своды и тоннели»

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видам, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 6

«Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Опыт 7

«Песочные часы»

Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

Опыт 8

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Опыт 9

«Как разрушаются горы»

Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1 -2 мин. выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите еще раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным.

Опыт 10

«Как передвигается вода в почве»

Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт 11

«Влияние состава почвы на рост растений»

Набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем). Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка - в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.

Опыт 12

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

IV. Кто в доме-природе живет

Опыт 1

«Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»

Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком, - так же, как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Опыт 2

«Как кошка языком чистит себе шерстку»

Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.

Опыт 3

«Как маскируются животные»

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет - не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

Опыт 4

«Определение возраста рыбы»

Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.

Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца, на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

Опыт 5

«Жизненный цикл мушек»

Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.

Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки.

Опыт 6

«Как змея меняет кожу»

Наденьте на руку перчатку, лучше кожаную или резиновую. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой.

Усилием пальцев руки, на которую надета перчатка, придержите ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться наизнанку. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой наизнанку. Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходится сначала прорвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой обо что-нибудь твердое. Прорвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и протирается. Молодые змеи чаще меняют кожу.

Опыт 7

«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

Возьмите два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое - в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.

V. Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко

Опыт 1

«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.

Опыт 2

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Опыт 3

«Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом»

Материал: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.

Опыт 4

«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»

Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Опыт 5

«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Опыт 6

«Чем ближе, тем быстрее»

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой - на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите рейку и линейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца.

Опыт 7

«На ярком фоне»

Материал: настольная лампа, карандаш, линейка.

Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки.

На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий.

Опыт 8

«Солнце на экране»

Материал: большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку, клейкая лента, фольга, лист белой бумаги.

Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. В верхней стенке коробки вырежьте отверстия, в которых могут поместиться окуляры бинокля. Вырежьте круг из картонки и при помощи клейкой ленты закройте им один из объективов бинокля. Вставьте бинокль в отверстие в коробке окулярами вниз и закрепите его в таком положении клейкой лентой. Вынесите коробку на солнце, поставив открытой стороной перед собой. Расположите коробку таким образом, чтобы лучи солнца попадали в незаклеенный объектив. Расположите лист белой бумаги внутри коробки под биноклем таким образом, чтобы на нем стало видно изображение солнца. На бумаге виден яркий солнечный луч.

VI. Металлы

Опыт 1

«Волшебная монета»

Попроси своего друга взять одну из монет, сжать ее в руке и, немного подержав, положить на стол. А теперь попробуй отличить ее от других. Потрогай все монеты: та, которую держал твой друг, будет самой теплой. Металл быстро нагревается и сохраняет тепло.

Опыт 2 «Монета в стакане»

Материал: картонка размером с открытку, стакан, монетка. Поместите картонку на стакан. Положите монетку на картонку по центру. Щелкните по картонке пальцем. Картонка быстро движется вперед, а монета падает в стакан. Когда мы щелкнули пальцем по картонке, она скользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести.

Опыт 3

«Зеленые монетки»

Материал: бумажная салфетка, блюдце, уксус, несколько медных монеток.

Сложите салфетку пополам, а потом еще раз, чтобы получился квадрат. Положите салфетку на блюдце. Налейте в блюдце столько уксуса, чтобы салфетка намокла. Положите на мокрую салфетку монетки. Подождите сутки. Монетки позеленели. Уксусная кислота вступает в реакцию с медью, из которой сделаны монеты. Образуется уксуснокислая медь - тот самый зеленый налет.

Опыт 4

«Звучащая монета»

Материал: 2-литровая бутылка из-под газировки, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды.

Положите пустую незакрытую бутылку минут на пять в морозильник. Выньте бутылку из морозилки и сразу же закройте ее мокрой монетой. Монету перед этим смочите, окунув в стакан с водой.

Через несколько секунд монетка, подскакивая и ударяясь о горлышко бутылки, начинает издавать звуки, напоминающие пощелкивание. Вещества при охлаждении сжимаются. Охлажденный воздух в бутылке сжимается. Когда мы вынимаем бутылку из морозилки, воздух нагревается и начинает расширяться. Расширяющийся воздух отрывает монету от горлышка и приподнимает ее с одной стороны - монета звучит.

Опыт 5

«Стальной барьер»

Материал: четыре маленькие металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху положите магнит. Приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с места скрепки. Положите скрепки под шпатель. Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в домашних условиях. Игры и опыты с водой»

В консультации представлены варианты организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет....

Научная работа по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в современном образовании

Работа состоит из теоретической и практической частей, где первая часть раскрывает задачи, цель, приёмы, методы проектной деятельности; вторая часть является исследованием в области проектирования с д...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...