Виды игр. Игровая тактика педагога.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Кудрицкая Татьяна Вартановна

Разноообразие игровой деятельности. Обучающие, сужетно-ролевые игры, досуговые, игры-забавы, игры-развлечения.  Игра, как средство воспитания и развитие личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды игр.19.1 КБ

Предварительный просмотр:

                      ВИДЫ ИГР. ИГРОВАЯ ТАКИКА ПЕДАГОГА.

   Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные,

сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры

(игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные

игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

    Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно -отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

   Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

  Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений.

(сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.

    Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

    Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.

   Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми. В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям  с понятным и интересным для них сюжетом.

   Рациональная организация и динамичное изменение предметно игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества.  Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Воспитание и развитие личностных качеств

Воспитание ребёнка, развитие его личностных качеств обеспечивается всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятельность, организация всей жизни ребёнка являются средствами воспитания.

  Жизнедеятельность детей организуется в соответствии с принципами гармоничного воспитания, предложенными В.А. Петровским:

  1. Учёт психологического возраста детей. В первые 7 лет ребёнок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и рационально осваивать мир.
  2. «Открывающаяся перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.
  3. «Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каждому ребёнку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир»,«общество», «я сам»).
  4. «Свободный выбор». Если взрослый стремится что-то внушить ребёнку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребёнку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

   Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель  помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, побуждает в беседе с ребёнком рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.

  Эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения. Важно, чтобы этот процесс протекал на яркой эмоциональной основе.  Воспитатель стремится вызвать у ребёнка положительный эмоциональный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих. Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.

 Реализуя цели, поставленные взрослыми, дети стремятся к получению положительной оценки достигнутого ими результата. Значимость успеха и его оценки впервые порождают у ребёнка совершенно новые эмоции. Успехи и неудачи в деятельности начинают вызывать у него чувства радости, огорчения и стыда. Воспитатель должен знать это и относиться к чувствам ребёнка с пониманием и поддержкой. Незыблемым должно стать для взрослого правило: оценивать результаты деятельности, а не самого ребёнка.

 Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры поведения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: воспитатель приучает детей здороваться и прощаться с воспитателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со сверстниками, одновременно со словами приветствия называть их по имени (и отчеству), благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь.

Важно замечать и поддерживать одобрительными словами попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками.

   В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАКТИКА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ПАТОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИВЫЧКАМИ

В основе любой вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. При этом потребность в ласке и тесном физическом контакте может быть у детей разной. Приобретение вредных привычек характе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Совместной игровой деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на ТЕМУ: «Виды наземного транспорта»

Совместная игровая деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА:«Виды наземного транспорта»Тема: «Виды наземного транспорта»Цели:·       Закрепление ...

Презентация "Организация основных видов деятельности - игровой"

ФГОС регламентирует, что ведущей деятельностью дошкольников должна быть игровая. Разообразие игр и их значение вы найдете в этой презентации...

Причины и виды детской агрессивности. Тактика взрослых.

Причины детской агрессивности. Тактика взрослых....

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...