Коммуникативные ситуации
статья на тему

Грицук Марина Николаевна

Для развития коммукативных умений ребенка воспитатель создает условия для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_situatsii_po_razvitiyu_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные ситуации по развитию речи.

Грицук Марина Николаевна. 7 группа

Для развития коммукативных умений ребенка воспитатель создает условия для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками. Дает поручение для выполнения его двумя-тремя детьми ( собрать листья для осеннего букета, навести порядок в игровом уголке, сделать из конструктора гараж для машины). Стимулирует общение детей в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр ( договориться о распределении  ролей, определить кто будет первым ходить в игре, и т.д.), организует коллективные обсуждения событий из жизни детей в д/с (как украсить группу к празднику, почему не цветет комнатное растение, почему грустит сегодня Максим, чем понравилась прочитанная книга). Особое значение для развития общения в этом возрасте имеет организация поисковой деятельности. Для этого воспитатель вводит игровой персонаж и создает проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения.

Для обучения детей составлению описательного рассказа воспитатель организует игровые образовательные ситуации, стимулирующие  интерес детей к описанию наглядно представленных предметов( «Что у тебя, а что у меня?», « Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали»). А  затем—к описанию по схеме и по представлению («Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок»).

В процессе режимных моментов воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей. Например, перед мытьем рук воспитатель загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов. Затем организует обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «мыльная пена», «скользкое», «душистое» и т.д.  Подбирают синонимы к словам  (выскользнуло, убежало, ускакало, выпрыгнуло, выскочило, вывалилось), придумывают сравнения (выскользнуло, как рыба, выпрыгнуло, как мячик, выскочило, как мышка, ускакало, как лягушка).

В процессе игровых ситуаций с персонажами настольного и пальчикового театров, игрушками воспитатель помогает детям придумывать окончания и коллективно составлять  повествовательные рассказы о животных («Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине?», «Как курочка спасла мышонка»). Сказочные истории о литературных героях и игрушках («Как кукла подружилась с медвежонком, «Кто помог грязнуле стать чистым?»).

Для развития объяснительной речи воспитатель использует создание игровых проблемных ситуаций, элементарное экспериментирование, загадывание загадок игровому персонажу. Для детей средней группы лучше использовать описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая загадку детям, воспитатель предлагает не только назвать отгадку, но и обязательно объяснить , почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Введение игрового персонажа позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Степашке, объясни ему, научи Степашку, докажи ему, что твоя отгадка правильная»).

Образовательная ситуация в режимных моментах планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего  это утренний и вечерний отрезки времени, прогулка. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой  деятельностью и с процессом естественного общения в группе.

Образовательная ситуация в режимных моментах характеризуется кратковременностью развертывания и течения—от 5-6 до 10-15 минут, а образовательная ситуация в НОД может быть более продолжительной и длиться  в средней группе 20-25минут.

Обучение детей составлению описательного рассказа:

Ситуация «Что у меня, а что у тебя?»

2 куклы, отличающиеся внешним видом. Предложить поиграть в дочки-матери. Мы с тобой будем мамами. А вот сидят наши дочки. Моя дочка маленькая, ее зовут Ира. А    твоя? У молей Иры короткие светлые волосы и голубые глаза. А у твоей?  И т.д.  По   окончании описания продолжает с ребенком сюжетно-ролевую игру.

Ситуация «Любимая кукла»

Развитие умения описывать предмет по схеме. 6 кукол разного размера, с разным цветом волос, глаз, по-разному одетых, с разным выражением лиц. Игровой персонаж—собака Филя. Карточки-схемы описательного рассказа о кукле: размер, цвет глаз, цвет волос, описание платья по цвету, фасону, украшением, цвет туфелек, цвет колготок, выражение лица; как с куклой можно играть. Предлагается детям пойти в игровой уголок и взять свою любимую куклу. Кукол сажают на диван перед детьми. К детям приходит собака Филя. Филя восхищается куклами и говорит, что ему понравилась одна из них. Предлагаем описать Филе о понравившейся кукле.

Филя: Она такая красивая, большая, нарядная, сидит и молчит. Дети, вы поняли, какая кукла понравилась Филе? Нет .А почему вы не поняли,

 о какой   кукле говорил Филя? Он рассказал о ней непонятно. Научим Филю?

 Работа с карточками-схемами.

 Ситуация «Путешествие в страну Загадок»

Развитие умения составлять описательную загадку о предмете и объекте.

Игрушки—разные виды транспорта, набор фруктов, игровой персонаж—заяц Степашка. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает им о стране Загадок, где есть много разных игрушек. Но чтобы получить их, необходимо уметь отгадывать и сочинять загадки. Заяц спрашивает, умеют ли дети отгадывать загадки, и загадывает им 2-3 простые загадки. Предложение  отравиться в страну Загадок. А на чем можно путешествовать? Дети называют разные виды транспорта. Воспитатель достает игрушки—различные машины, дети называют их. Предлагает каждому ребенку  выбрать глазами какую-то из машин и загадать загадку  о ней. Сначала рассказывает воспитатель, потом дети, Степашка предлагает детям пойти в магазин и купить в дорогу фруктов. Каждый ребенок может купить себе фрукт, но для этого он должен загадать о нем загадку. Воспитатель выставляет пред детьми схему описательного рассказа о фруктах. Объясняет: чтобы получилась загадка, надо убрать первую картинку с изображением этого фрукта и не называть его. Ребенок описывает свой фрукт, покупает его, грузит на машину и отправляется дальше. В стране загадок дети отгадывают загадки об игрушках, получают их, съедают свой фрукт и отправляются в обратный путь.

Ситуация общения « Кто похвалит меня лучше всех»

Обогащать словарь детей за счет слов, характеризующих особенности внешности, характера и  поведения ребенка. Во время утреннего приема каждого ребенка, приходящего в группу, дети встречают добрыми словами. Воспитатель предлагает поздороваться и рассказать, какая у нас Марго. Дети по очереди произносят слова, фразы, предложения,   характеризующие ребенка. Например: Марго добрая, красивая, смелая, веселая, она умеет: хорошо петь, весело играть, убирать игрушки. Марго любит: играть на металлофоне, петь, выступать, есть конфеты, играть со своим котенком.

«Автомобиль для Незнайки»

Познакомить со свойствами и качествами металла.

Воспитатель показывает письмо от Незнайки, в котором тот просит детей помочь ему выбрать материал для нового автомобиля. Его газированный автомобиль сломался после аварии. Но Незнайка не знает, из какого материала его можно сделать. Ведь машина должна быть прочная,  надежная и красивая. Давайте познакомимся со свойствами и качествами металла. Твердость, непрозрачность, легкость, горючесть, вес, блеск, нагреваемость. Обсуждение всех достоинств металла. Дома: предложить родителям помочь ребенку находить металлические предметы дома и на улице, и доказывать, что они сделаны из металла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые ситуации по сказкам для развития социально - коммуникативных навыков

                Игровые ситуации направлены на развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольног...

Коммуникативное общение. Ситуация "Что нам осень подарила?"

Цель: Обощить и систематизировать знания дошкольников о дарах осени....

Коммуникативное общение. Ситуация "Где ты живёшь?"

Цель: Сформировать  у детей представления о том, где они живут....

Развитие речи. Игровая коммуникативная ситуация.

"Что подарим маме"  Составление совместно с воспитателем описательного рассказа,согласовывание в роде и числе прилагательных с существительными,закрепление правильного произношения звуков"Ф" и "Ф...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Картотека игр и коммуникативных ситуаций по формированию грамматического строя речи для детей разного возраста.

В картотеке собраны игры на формирование граматического строя речи для детей разных возрастов. Для удобства в начеле предоставлен список всех игр, тематика и возрастная категория....

Коммуникативные ситуации и игры для детей с ТНР

Основная логопедическая задача - формирование вербальной коммуникации средствами родного языка. Данный материал - это консультация для родителей, в которой я описала некоторые игры и ситуации,п...