Роль сказкотерапии в воспитании детей
статья на тему

Андрианова Марианна Альгимантасовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_vospitanii_konferentsiya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказкотерапии в воспитании детей»

В настоящее время в практике педагогического образования широко используется такой термин, как сказкотерапия.

Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Сущность сказкотерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на подопечного и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью сказки, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через героев и пережитых ситуаций, а также создание новых позитивных переживаний, рождение креативных способностей и способов их удовлетворения.

Сказка всегда, во все времена, играла огромную и важную роль в воспитании детей. В сказках заключена мудрость народа, который их создавал, в них — основа национальной культуры. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение.

Воспитание — это целенаправленный, системно организованный процесс, осуществляющийся специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и направленный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых общество. Воспитание выступает неотъемлемой составной частью целостного педагогического процесса (образования), который, в свою очередь, является составной частью более широкого процесса вхождения личности в общество (социализации). Воспитание включает в себя процессы развития, саморазвития, самовоспитания и перевоспитания личности.

Будучи сложным социально-педагогическим явлением, воспитание выступает объектом изучения ряда наук:

  • философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, т. е. выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства;
  • социология изучает социальные проблемы развития личности, т. е. выявляет особенности социального заказа, которые дает общество в адрес системы воспитания в виде государственных документов; определяет региональные и социально-культурные особенности воспитания; исследует соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и воспитания;
  • этнография рассматривает специфику воспитания различных народов мира в контексте исторического развития и современности; выявляет существующий у разных народов нормативный канон человека (мораль) и его влияние на воспитание; исследует характер проявления родительских чувств, ролей и отношений;
  • экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства; выявляет финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания;
  • правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания, правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере воспитания;
  • биология, физиология и генетика исследуют наследственные особенности развития, влияющие на процесс и результаты воспитания;
  • психология выявляет индивидуальные, возрастные и групповые особенности развития и поведения людей, создающие объективные 
    и субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания;
  • педагогика исследует сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса, закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитательного процесса; определяет его принципы, содержание, формы и методы реализации.

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру, прививают любовь к своей истории, Родине, помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально – нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться в ней жить.

Сказка является прекрасным материалом для решения развивающих задач. Б.Баттельхайм отмечая потенциальные возможности сказки для решения развивающих задач, писал, что «детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности».

        Сказка — это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств — доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль сказки в развитии человеческой души, не исчерпывается прямыми учениями. Сказка дает юным читателям на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира.

        Сказка — это прежде всего иносказание. Хотя в сказках говорится про необычных сказочных героев или про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди, с их реальными жизненными проблемами.  В сказке форма представления явлений особая, сказочная, проблемы, которые стоят за этими явлениями, оказываются тесно связанными с реальностью. Знакомясь со сказкой, ребенок находит ответы на важные для себя вопросы.

Сказка формирует у ребенка глубоко осознанную необходимость нравственного поведения во всех без исключения видах деятельности. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание. Они формируют готовность и способность трудиться, воспитывают любовь и уважение к труду, формируют потребность в творческом труде, вырабатывают такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке собраны волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку мы обращаемся к внутреннему миру ребёнка, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Таким образом, работа со сказкой делает возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, тем самым формирует потребность в творческом труде, вырабатывает такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Консультация для родителей:«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия»

Сказкотерапия создаёт коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере прои...

Консультация для родителей. «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия».

Сказкотерапия для дошкольников –это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши прони...

Роль сказкотерапии в воспитании дошкольника

Консультация для воспитателей...

Роль сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста.

Сказка- это не только развлечение, но и извлечение урок. С помощью сказки мы воспитываем у детей волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм, целеустремленность, д...