Прогулка в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС
консультация на тему

Назина Людмила Анатольевна

Значение прогулки для детей дошкольного возраста, виды и структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx1005.57 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС

«День, проведённый ребёнком

без прогулки, потерян для его здоровья»

Г.А. Сперанский

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического и умственного развития дошкольника. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

 Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

 Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают создать условия развития ребенка, открывающих возможностей для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности по ФГОС. 

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение прогулки.             F:\DCIM\Camera\IMG_20181120_114305.jpg

Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. 

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

-активной,

-содержательной,

-разнообразной,

-интересной для детей деятельности.  

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи, которые ставит перед нами ФГОС ДО.

Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

  1. Оптимизировать двигательную активность детей;
  2. Оказывать закаливающее воздействие на организм;
  3. Способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;
  4. Познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
  5. Развивать самостоятельность.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Также следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Прогулки бывают разных видов:

Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста). C:\Users\Admin\Documents\100_3460.JPG

Структура прогулки

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • -наблюдение,
  • -трудовая деятельность детей;
  • -подвижные игры;
  • -индивидуальная работа с детьми;
  •  -самостоятельная деятельность детей

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  1. Предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  2. От времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  3. От индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  4. От познавательных интересов детей.

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);C:\Users\Admin\Documents\100_3471.JPG

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных

привычек и др.).

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: подвижные игры с детьми и развитие основных движений.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: 

трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдение, самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры с детьми.

Задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;Открыть изображение

- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: подвижные игры, трудовые поручения, ознакомления с трудом взрослых, наблюдение, экспериментирование с предметами окружающего мира, целевые прогулки, самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: 

хороводные игры, трудовые поручения, ознакомления с трудом взрослых, наблюдения, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевые прогулки, самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

 Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение прогулки в дошкольном образовательном учреждении

Проведение прогулки в дошкольном образовательном учреждении...

Предметно-развивающая среда дошкольных образовательных учреждений по ФГОС

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. Надеюсь она вам поможет при создании предметно-развивающе среды в группе....

Краткая презентация для родителей ознакомление с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения по ФГОС

Основная общеобразовательная программа - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образова...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

Презентация для ознакомления с основной образовательной программой дошкольного образовательного учрежденя по ФГОС

Программа построена на позиции гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративн...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

Тематические прогулки в дошкольном образовательном учреждении

Встатье раскрывается содержание  тематических прогулок  в дошкольном образовательном учреждении....