перспективный план работы клуба "Славянская кукла"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Малышева Наталья Владимировна

Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку , эмоциональный комфорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_klub.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку , эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межкультурные  отношения на основе изучения славянской культуры
     Актуальностью работы клуба является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая  знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры и дает основы толерантного отношения к другим культурам. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.

Встречи в нашем клубе проходят в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным.  Два раза в месяц.

 В состав семейного клуба входят участники образовательного процесса дети группы «Непоседы» (23 человека), их родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в развитии детей.

Цель:

 • Изучение славянской культуры.

 • Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.

  • Формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире.

• Воспитание позитивного отношения к различным культурам;

Задачи

Создать единое пространство “образовательное учреждение – семья”.

  • воспитание уважения к культуре и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, культурными традициями, опытом семейного воспитания).
  • Поддержка и помощь семье в воспитании детей ( консультирование родителей и др.).
  • Требования к знаниям и умениям:
  • К концу 1 года обучения дети должны  знать:
  • •        историю русской народной куклы
  • •        типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)
  • •        технологию изготовления кукол
  • уметь:
  • •        изготовить тряпичную куклу под руководством педагога
  • К концу 2 года обучения дети должны знать:
  • •        историю русского народного костюма
  • •        куклы в праздничной символике
  • •        типы и назначения кукол
  • •        технология изготовления кукол
  • уметь:
  • •        самостоятельно изготовить тряпичную куклу
  • •        оформить костюм куклы
  • •        рассказать историю русской народной куклы и народного костюма

  Планирование работы клуба «Славянская кукла» средная группа.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Сентябрь I неделя

История народной куклы.

Цель:

накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме.

Сентябрь III неделя.

Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука.

Цель:

 Подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Октябрь I неделя

Традиционный русский костюм. 

Цель:

Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом.

Октябрь III неделя.

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. 

Цель: 

формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы;

Ноябрь I неделя

Превращения носового платка.

Цель:

 учить изготавливать простейшие игрушки наших бабушек. Славянская игровая кукла «Малышок- голышок».

Ноябрь III неделя.

«Кто ты куколка моя?»

Цель:

 Закрепить знания детей о народных куклах.

Декабрь I неделя.

Досуг «Посиделки в деревенской избе» 

Цель: 

Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными традициями на Руси.

Декабрь II неделя.

Знакомство детей с куклой на ложке.

Цель:

 Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением.

Январь II неделя.

Рождественские посиделки. Беседа с детьми о празднике Рождество.

Цель:

 Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями. Дать понятие «оберег». Назначение обереговых кукол.

Январь IV неделя.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Цель: 

Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.
  

Февраль II неделя.

В гостях у бабушки Арины.

Цель: 

Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику.

Февраль IV неделя.

Знакомство с народной куклой Стригушка.

Цель: 

Познакомить детей с новым материалом (лыко). Учить делать игровую куклу из лыка.

Март II неделя.

Знакомство детей с народной куклой «Масленица».

Цель:

 Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления.

Март IV неделя.

«Широкая масленица».

Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети).

Цель: 

Расширить представление детей о народном обрядовом празднике. Развивать речь детей, коммуникативные навыки.

Апрель II неделя.

Досуг Приключение куклы Пеленашки.

Цель: Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке.

Апрель IV неделя.

Изготовление игровой куклы -Пеленашки в подарок малышам.

Цель:

 Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество.

Май II неделя.

Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие»).

Цель:

 Закрепление знаний о народной игрушке. Формирование эстетического отношения к народному творчеству.

  Планирование работы клуба «Славянская кукла» старшая группа.

 Сентябрь II неделя

Старинные «Игровые куклы».

Цель:

Продолжать  знакомство с понятием «куклы-игровые», вызвать интерес  детей к русской истории.  Расширять знания детей о быте и укладе жизни людей в старину.  Осознание своей этнической принадлежности.

Материал: Игровые славянские куклы, иллюстрации.

IV неделя

«Игрушки разных народов»

Цель:

Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить делать татарскую глиняную игрушку из глины.

Материал : глиняные татарские и шеморданские игрушки. Иллюстрации.

Октябрь II неделя

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Цель:

Расширить и обогатить знания детей о жизни людей  в старину. Вызвать интерес к старинным предметам и их предназначению.

Октябрь IV  неделя

«Народный костюм»

Украшение русского народного костюма.

Цель: 

Продолжать расширять знания детей о многообразии славянских узоров, знакомить с традиционным украшением русского костюма. продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью.

Материал : русские народные костюмы, славянские куклы-обереги.

Ноябрь II неделя

 «Народный костюм»

Украшение татарского народного костюма.

Цель: 

 Познакомить детей  с традиционным украшением татарского костюма и его историей. Продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью. Вызвать интерес к особенностям и традициям других национальностей. Познакомить с традициями людей рядом. Способствовать осознанию своей этнической принадлежности. Воспитывать Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Материал : Татарский  народный костюм, иллюстрации.

Ноябрь IV  неделя

«Народный костюм»

Украшение немецкого народного костюма.

Цель: 

 Познакомить детей  с традиционным украшением немецкого костюма и его историей. продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью. Вызвать интерес к особенностям и традициям других национальностей. Познакомить с традициями людей рядом. Способствовать осознанию своей этнической принадлежности. Воспитывать Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Материал : Немецкий народный костюм, иллюстрации.

Декабрь I неделя

 Солнечный символ.

Цель: 

познакомить детей с древнейшим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.

Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.

Декабрь III неделя

Славянская тряпичная кукла «Сибирячка»

Цель:

 учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

Январь III неделя

Посещение музея выставки в детском саду «Куклы в национальных костюмах»

Цель:

Продолжать расширять знания детей о стилях старинной одежды и ее истории

Февраль I неделя

Бабушкина кукла.

Цель:

 познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.

Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.

Февраль  III неделя

 Крупеничка.

Цель:

 познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Материал: детский носочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.

Март I неделя.

 Мартинички.

Цель: 

познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона.

Материал: кусок плотного картона 10-20 см., разноцветные шерстяные нити.

 

Март III неделя

 Крестец.

Цель:

 познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.

Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.

 

Апрель I неделя

 Узелковая кукла.

Цель: 

продолжать знакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.

Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, пучок пеньки для прически или бороды, треугольный лоскуток для косынки или передника.

Апрель III неделя

 Кубышка — травница.

Цель: 

познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 40*40 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.

Май I неделя.

 Птички.

Цель:

 познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.

Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.

 Май III неделя

Моя любимая кукла.

Цель:

 закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.

Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.

  • Июнь — Максимальный подъем всех сил в Природе. Почитание растительности, сбор трав. Подготовка к Купале- празднику Огня и Воды, Солнца и Зари, любви, полноты жизненной силы и плодородия. Купальские обряды. Кукла "Купавка".
  • Июль — Солнце поворачивает на Зиму. Завершение проявления мужской силы в Природе. Пора сенокоса. Начало жатвы. Кукла-оберег "Покосница".
  • Август — Начало нового перехода — из жаркого Лета в плодородную Осень. Спожинки. Первые праздники Урожая. "Именинный сноп". "Жница".

  Планирование работы клуба «Славянская кукла» подготовительная  группа.

Сентябрь I неделя

Вводное занятие. Куклы-обереги.

Цель: осознание своей этнической принадлежности. Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить ставить вопросы, обращаться за помощью.

Материал: славянские куклы-обереги

Сентябрь III неделя

Малышок-голышок

Цель:познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить создавать  куклу. Способствовать умению видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали. Передавать характерный образ.

Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани.

Октябрь I неделя

Куколка обрядна – очень уж нарядна.

Цель:закрепить представление о нарядах тряпичных кукол. Учить находить сходство и различие в элементах украшения, различать типы славянских кукол.

Материал: славянские куклы-обереги.

Октябрь III неделя

Хороводница

Цель:познакомить детей с назначением куклы и как в нее играли дети в старину. Учить делать куклу на палочке, передавать характерные черты.

Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.

Ноябрь I неделя

День и ночь

Цель:  познакомить с новым видом куколки. Учить изготавливать бумажную модель. Осознание своей этнической принадлежности.

Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов.

 Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, красные нитки.

Ноябрь III неделя

 Столбушка

Цель: познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.

Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.

Декабрь I неделя

 Кукла Бабочка.

Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.

Материал: два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.

 

Декабрь III неделя

 Ладушка.

Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

Январь III неделя

 Коляда.

Цель: познакомить детей с традиционным рождественским ритуалом – колядованием, с куклой Колядой. Учить детей изготавливать фигурки людей из соломы, перетягивая ее красными нитями.

Материал: пучок соломы, красные нити.

 

 Февраль I неделя

Хозяюшка-благополучница.

Цель: познакомить детей со сказкой  «Василиса-прекрасная», учить создавать куклу из мешочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

Материал: не большой мешочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.

Февраль III неделя

 Бессоница.

Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани. Познакомить с колыбельными песнями.

Материал: 2 лоскута не очень плотной ткани, вата.

 Март I неделя

Кулачник.

Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом кулачных боев на руси, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.

Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.

Март III неделя

 

Лихоманки.

Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков.

Материал: лучина длинной 10-15 см., лоскут белой ткани шириной 10-15 см., лоскут темной ткани шириной 6-9 см., полоса ткани размером 3*6 см., квадратный лоскут темной ткани 8*8 см., разноцветные нити.

 Апрель I неделя.

Сорока

Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.

Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.

  

Апрель III неделя

 Купавка.

Цель: познакомить детей с летними праздниками, с обрядовой куклой купавкой. Учить создавать куклу из палочек, нитей и ткани, закреплять умение передавать характерные черты куклы, украшать куклу разноцветными ленточками.

Материал: две палочки разной длины, лоскут белой ткани 30*30 см., вата, нити, цветные лоскуты для юбки, платка, разноцветные полоски ткани или ленточки для украшения.

 

Май II неделя

Полюбуйтесь – ка на нас, мы покажем мастер-класс

Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество. Учить детей передавать полученные знания, развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Учить ставить вопросы, оказывать помощь.

Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.

 

Используемые источники

  1. Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
  2. Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.
  3. http://www.rukukla.ru/

4.http://prazdnichnymir.ru/slavyanskie-kuklyi-oberegi-1/

5. nsportal.ru› images.

6. yandex.ru

7. pandia.ru›text/77/452/18812.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....