Доклад на родительском собрании "Влияние взаимоотношений между близкими взрослыми и детьми на воспитание дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimootnosheniya.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1767

 

Доклад

Тема: «Влияние взаимоотношений между близкими взрослыми и детьми на воспитание дошкольников»

Подготовила воспитатель

средней группы № 5

Ершова О.В.

Москва 2014 г.

     Воспитание детей, формирование личности ребенка – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании. Иная позиция некоторой части отцов и матерей является ошибочной. Она приносит вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями.

     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

     В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходилась с практикой. Если ваш ребенок видит, что его мама или папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

     Каждый из родителей видит в своих детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Так возникает конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей в данной ситуации – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

     Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Какие бы причины ни провоцировали вмешательство в жизнь детей, им нужно помнить одно: ребенок не может служить средством изменения жизненных обстоятельств взрослых, компенсатором их неудач и несбывшихся надежд. С момента рождения он представляет собой потенциальную, а затем вполне реальную личность. Если именно личность ребенка, его психологическое и социальное становление, развитие и раскрытие творческого потенциала становятся целью родителей, можно говорить о надежном психологическом фундаменте отношений между поколениями в семье.

     Цели и установки реализуются через общий широкий спектр отношений в семье, ведущим среди которых является общение. Общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей – как положительных, так и отрицательных. Не определив их, трудно разобраться во внутрисемейных проблемах и конфликтах. Остановимся вначале на положительных признаках семейного общения.

  1. Семейному общению в большей степени, чем другим видам общения, присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами.
  2. Семейное общение охватывает все стороны жизни человека, обеспечивает его внеролевое принятие и взаимодействие. Так, в школе ребенок может выступать в одной единственной роли – ученика, в спортивной секции – спортсмена. Семья же должна принимать ребенка в интеграции всех его внешних ролей, помогать устанавливать их иерархию.
  3. В семейном общении невозможно выделить отдельные его аспекты (обучение, воспитание, развитие), ему присущ комплексный характер взаимного влияния друг на друга всех членов семьи. И если взрослые служат для ребенка наглядными примерами, образцами поведения, то он в свою очередь подтягивает их, дисциплинирует, укрепляет в них чувство ответственности.
  4. На семью возлагается обязанность регулировать различные отношения ребенка с миром. Прямо обрушит на его неокрепший организм и психику требования окружающей действительности, иногда довольно жесткие, нельзя. Поэтому родители нередко выступают своеобразным «буфером», смягчая эти требования и подстраховывая возможные отклонения от оптимума, снижая стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни.
  5. В семейной жизни, как нигде, велико влияние личностного начала в воспитании. Живой пример, особая чуткость к настроению и состоянию членов семьи имеют большое значение. У родителей, как ни у кого другого, есть возможность остаться один на один с ребенком и точно оказать на него необходимое влияние.
  6. Наконец, семья, обеспечивая максимальную длительность связей, имеет большое влияние на человека на протяжении практически всей его жизни – от младенчества до старости. Это предопределяет непрерывность познания друг друга в разных ситуациях, полную информированность о жизненном пути ребенка.

     Однако общение в семье, отношения между ее членами могут осложняться по некоторым объективным причинам.

  1. На семейное общение ложится большая эмоциональная нагрузка. В семье диапазон эмоциональных проявлений очень широкий, так как включает и расслабление в домашних условиях, и снижение самоконтроля, и нарастание тенденции к нервным «выбросам». Эта тенденция усиливается тем, что обычно общение с детьми приходится на вечернее время, когда и родители, и ребенок уже устали и испытывают острую потребность в отдыхе, а часто и в ограничении социальных контактов.
  2. Общение в семье может протекать на фоне уже накопившегося переизбытка общения (у детей в детском саду, в школе, у родителей на работе). Когда одна из сторон или сразу обе испытывают потребность побыть в одиночестве, сосредоточиться на своем внутреннем мире.
  3. Общение в семье зачастую происходит на фоне мелких, каждодневных бытовых хлопот, что нередко обесценивает его содержательную сторону, ибо ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений. Эта приземленность общения порой просто невыносима.
  4. У родителей часто нет психолого-педагогического опыта, он приобретается параллельно с ростом ребенка. Поэтому высока вероятность педагогических ошибок. Отсутствие знаний приводит к недостаточному пониманию происходящих событий, действиям на основе интуиции или чаще всего исходя из первых эмоциональных побуждений (причем нередко в состоянии раздражения). Многие родители черпают свои педагогические идеи из весьма ненадежного источника – своих подзабытых и приукрашенных последующим жизненным опытом детских впечатлений, не испытывая потребности более широко и непредвзято взглянуть на свои отношения с ребенком.
  5. Неразвитость специальных коммуникативных умений затрудняет возможность проявления родителями личностного аспекта в различных жизненных ситуациях. Неумение «облачать» свое поведение в ту форму, которая максимально полно соответствовала бы исходной цели педагогического воздействия на ребенка, психологической сущности взаимодействия, часто не позволяет правильно реализовать интуитивно найденные верные педагогические решения.

Таким образом, при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.

     В результате каждодневных, постоянных внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми вырабатываются принципы общения:

  1. принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть;
  2. эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию;
  3. конгруэнтность – предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или мене целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

     Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда открытой ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

     Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

     Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Различают три основных стиля: авторитарный, либеральный, демократический.

     Авторитарный стиль в отношениях супругов характеризуется властью родителей (чаще отца). При этом они убеждены, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях такого типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к правилу, требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, имеют место в таких семьях). В некоторых семьях этого типа как будто бы хорошо решается ряд воспитательных задач, например, развитие у детей мышления, памяти, музыкальности, трудовых навыков и привычек. Однако замечено, что и в старшем дошкольном возрасте у этих ребят не проявляются (или проявляются слабо) самостоятельность, инициатива, начала творчества. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

     Либерализм в семье – это часто полное безразличие членов семьи друг к другу, всеобщее попустительство. Жизнь семьи пущена на самотек: каждый живет своими делами, мыслями, чувствами. Зачастую родители-либералы прикрываются лозунгом полезности свободного воспитания, говорят о необходимости формирования у детей самостоятельности, а фактически вообще отстраняются от их воспитания. В семье господствуют обособленность и отчужденность, а дети оказываются беспризорными в полной, но в данном случае явно неполноценной семье.

     При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. Уже с четырех-пятилетними, а тем более с детьми старшего возраста отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию: кто из них и чем будет заниматься в дни отдыха; как они вместе с родителями будут готовиться к юбилею дедушки, к всенародному празднику; что нужно сделать всем вместе и каждому в отдельности на приусадебном участке и т.д. Так дошкольник приобщается к жизни семьи, к ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задание, предъявляя требование, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем дети знают слова можно, надо и нельзя. Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре и др. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказание в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Понимая значение для дошкольников игры и труда, различных занятий, родители стремятся хорошо организовать эту детскую деятельность. Демократический тип семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.  

     Однако замечено и следующее: в семье как будто бы демократический тип семейного воспитания, но он не даст нужного эффекта, т.к. родители нарушают важные педагогические принципы. Например, стиль демократических отношений с детьми, уважение личности ребенка имеют место в семье, но родителям не удается при этом определить меру требовательности, организовать режим дня, посильный труд детей. В иных случаях им слишком много объясняют, доказывают, позволяют сыну или дочери пререкаться со старшими. Родители бывают непоследовательны в требованиях, их подходы не едины.

     Учитывая все вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что проблемы семейного воспитания многоплановы. Но важно знать и понимать основные принципы организации семейных отношений, явное нарушение которых приводит либо к распаду семьи, либо к постоянным конфликтам и негативным тенденциям развития ее отдельных членов. К их числу можно отнести невыполнение семьей основных функций, неоптимальный стиль общения и взаимодействия, утрату гуманистической сущности семейных отношений. Но закладываются эти глобальные характеристики семейного взаимодействия на микроуровне – в суете и текучке каждодневных дел, в личных и общих радостях и огорчениях, в поражении и победе мнений и взглядов. И нередко главным для родителей оказывается педагогически и психологически верное взаимодействие именно на этом уровне. Ведь редко кто из родителей желает нанести прямой вред своему ребенку. Чаще всего типичные ошибки воспитания совершаются исключительно из благих намерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, прио...

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников.

В статье рассматриваются основные параметры развития дошкольников, освоения им социального опыта.   Автор статьи отмечает особую роль родителей в организации помощи своему ребенку в освоении окру...

Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми

мотошкова юлия Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьмиКонсультация для родителей«Тактика формирование положительных взаимоотношений между с...

Доклад на тему: "Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"

Преемственность  детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников...

Доклад на родительском собрании № 2 в младшей группе "Семья- главный институт воспитания"

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка ...