Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по теме

Башар Лариса Сергеевна

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» Составитель: Башар Лариса Сергеевна Воспитатель детей дошкольного возраста 2016год Структурное подразделение детский сад « Улыбка » муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Убинская средняя школа №2 »

Слайд 2

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны, они по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

Слайд 3

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Слайд 4

Экспериментирование Эксперимент — интересное слово, Это познание – снова и снова. Сначала смотрим, наблюдаем, Затем с предметами играем. И вот он – истины момент – Проводим мы эксперимент!

Слайд 5

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. Задачи: 1) развивать мыслительные процессы и операции; 2) осваивать методы познания; 3) знакомить со свойствами предметов окружающего мира; 4) расширять представления детей о физических явлениях; 5) развивать причинно-следственные связи и отношения; 6)формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Слайд 6

В процессе детского экспериментирования дети учатся : - видеть и выделять проблему; - принимать и ставить цель; - решать проблемы; - анализировать объект или явления; - выделять существенные признаки и связи; - сопоставлять различные факты; - выдвигать гипотезы и предположения; - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; - осуществлять эксперимент; - делать выводы; - фиксировать этапы действий и результаты графически.

Слайд 7

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Слайд 8

Последовательность детского экспериментирования: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования А) Прогнозирование результата; Б) Проблемная ситуация; В) Формулировка выводов Г) Уточнение правил безопасности; Д) Наблюдение результатов эксперимента; Е) Распределение воспитанников на подгруппы; Ж) Фиксирование результатов эксперимента; З) Выполнение эксперимента;

Слайд 9

Последовательность детского экспериментирования: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов

Слайд 10

Уголок экспериментирования состоит из 2-х разделов: 1. Дидактический (подборка методической и художественной литературы, дидактические игры, картотека опытов, пословицы, поговорки, загадки об объектах живой и неживой природы, схемы).

Слайд 11

2. Оборудование. Сюда входят: - природный материал (песок, глина, шишки и т. д.); - бросовый материал (пробки, прищепки, тесьма, образцы ткани, бумаги и др.); - разнообразные виды игрушек (пластмассовые, резиновые); - лейки, тазики, совочки, контейнеры, клеёнки, ёмкости разного объёма и формы, салфетки и др. оборудование, необходимое для проведения опытов.

Слайд 12

Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.

Слайд 13

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться». В.А. Сухомлинский

Слайд 14

“ Все в твоих руках ” Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

Слайд 15

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Структурное  подразделение детский сад «Улыбка» муниципальное казённое    общеобразовательное учреждение «Убинская средняя школа №2» Убинского района Новосибирской области

        Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской  деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методический семинар

                                                                 

                                                                                   Составитель: Башар

     Лариса Сергеевна

                                                                                         Воспитатель 1 категории

2016г

Слайд №1

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

·  Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста;

·  Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с воспитанниками.

Ход проведения семинара

1.  Теоретическая часть семинара

Уважаемые коллеги!

Слайд №2

   Обычно у детей много вопросов: отчего и почему? Как? Зачем? А что будет, если… Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

   Дети дошкольного возраста очень наблюдательны, они по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира, он хочет его познавать. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

И я решила заняться с детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Начала с проведения диагностики детей, заметила, что дети не могут объяснить явления, сопоставить факты, не умеют выдвигать предположения, делать выводы.

Слайд №3

   Как гласит китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. 

   Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и  повышается познавательная активность.

   Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства.

Слайд №4

                         Экспериментирование

             Эксперимент — интересное слово,

             Это познание – снова и снова.

             Сначала смотрим, наблюдаем,

             Затем с предметами играем.

             И вот он – истины момент –

             Проводим мы эксперимент!

   Ребёнок – прирождённый исследователь, поэтому для него важно проведение простейших опытов и экспериментов, под руководством взрослого, и в самостоятельной деятельности.

Ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента. Задача воспитателей – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.

   Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. В свете требований ФГОС ДО детское экспериментирование тесно связано с направлениями образовательной деятельности: познание, развитие речи, социально-коммуникативное и соответствует принципам:

• доступности

• безопасности

• насыщенности

• вариативности

Слайд №5

   В ходе работы в детском саду по данному направлению, я  поставила

цель:  развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

   Ставила следующие задачи:

1) развивать мыслительные процессы и операции;

2) осваивать методы познания;

3) знакомить со свойствами предметов окружающего мира;

4) расширять представления детей о физических явлениях;

5) развивать причинно-следственные связи и отношения;

6)формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Слайд №6

   В процессе детского экспериментирования дети учатся :

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы;

- анализировать объект или явления;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы и предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.
  Познавательный интерес поддерживала через средства: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия.

   Для этого использую следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

   Обязательным условием является постепенное усложнение, организация пространство для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

   При выборе темы я старалась, чтобы она была интересна ребёнку, увлекала его.

Слайд №7

   Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

   Непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

   Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю их к обсуждению методики и хода эксперимента.

   Конечный результат заранее не предсказываю, так как у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

   Постоянно стимулируя детское любопытство, стараюсь быть готовой к вопросам детей, не сообщаю знания, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт. Проверяем совместно все предложения детей, позволяю им на практике убедиться в правильности или не правильности своих предположений.

   Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

   Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования «живёт» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки.
2.  Практическая часть семинара

Слайд №8

Задание педагогам: выстроить последовательность детского экспериментирования 

Для родителей по данной теме были организованны консультации, беседы. Предлагала буклеты о том, как можно в домашних условиях провести вместе с детьми опыты.

Слайд №9

Проверка правильности выполнения задания.

Последовательность детского экспериментирования:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе  осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности воспитанников в группах (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

Слайд №10

   В группе оборудован уголок экспериментирования, привлекала родителей к помощи в создании уголка, который состоит  из 2-х разделов:

  1. Дидактический (подборка методической и художественной литературы, дидактические игры, картотека опытов, пословицы, поговорки, загадки об объектах живой и неживой природы, карточки-схемы проведения экспериментов для организации самостоятельной детской деятельности).

Слайд №11

2. Оборудование.

Сюда входят:

- природный материал (песок, глина, шишки и т. д.);

 - бросовый материал (пробки, прищепки, тесьма, образцы ткани, бумаги и др.);

- разнообразные виды игрушек (пластмассовые, резиновые);

- лейки, тазики, совочки, контейнеры, клеёнки, ёмкости разного объёма и формы, салфетки и др. оборудование, необходимое для проведения опытов.  При оборудовании уголка необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Проведя очередную диагностику с детьми, заметила, что многие начали выделять проблему, ставить цель, анализировать явление, осуществлять самостоятельно по карточкам-схемам опыт, делать выводы.

Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, а будем ещё глубже изучать опытно-экспериментальную деятельность.

   Результатом моей работы является: опыт самостоятельной деятельности, исследовательская работа, новые знания и умения.

Слайд №12

Рефлексия «Все в твоих руках»

 На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

 «Большой» -  для меня было важным и интересным…

 «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

 «Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)

 «Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы..

 «Мизинец» -  для меня было недостаточно..

Слайд №13

   Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательных интересов у детей через экспериментальную деятельность.

   Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе. 

Слайд №14

   Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Слайд №15

   Предлагаю вашему вниманию памятки для вас педагоги и для родителей.

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности!
Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...