Гендерное воспитание детей
методическая разработка (младшая группа)

Сафонова Татьяна Николаевна

гендерное воспитание имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_detey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

   Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

   Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

    Период дошкольного возраста – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

    В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли. Ученые единодушны в том, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от отношения родителей к ребенку и ребенка к родителям, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении, так как в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости, девочки и мальчики, в течение длительного времени,  пребывают в дошкольном учреждении.

      Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст.

      Работая с детьми младшей группы, я поставила перед собой цель – построить образовательную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей детей.

     Задачи:

1. формирование полоролевых знаний у детей, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности,

2. развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.),

3. развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование женского/мужского своеобразия, дружеского отношения к противоположному полу.

Работу по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста построила по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа со специалистами ДОУ.

   Механизмом гендерного воспитания детей выступают личностно-ориентированные технологии, такие как обучение детей на основе трех видов мотивации, использование «традиций», построение развивающей среды в группе с учетом гендерных особенностей детей.

    При организации образовательной деятельности для предоставления равных возможностей для развития мальчикам и девочкам, использую три вида мотивации: игровую мотивацию, мотивацию личной заинтересованности, мотивацию взаимодействия ребенка со взрослым.

    При организации мотивированных игровых действий подбираю игровые персонажи, которые могут быть использованы в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре (зайчиха, зайчата, кошка, кукла и др.). Обязательно одушевляю игровой персонаж. Учитывая, что в этом возрасте у детей формируется гендерная идентичность, среди зайчиков есть зайчата-девочки и зайчата-мальчики, есть мама-зайчиха, папа-заяц. В процесс обучения включаю игровые действия с данными персонажами. Дети подбирают одежду для игрушек-мальчиков и игрушек-девочек, рисуют травку для зайчат-девочек и зайчат-мальчиков, рисуют клубочки ниток для котят-мальчиков и котят-девочек, делают аппликацию «среди снеговиков есть девочки и мальчики» и др.

    При организации и проведении образовательной деятельности учитываю психологические особенности мальчиков и девочек. По данным исследователей самооценка мальчиков более устойчива, нежели самооценка девочек. Девочки достаточно чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят, поэтому при оценке деятельности мальчиков, делала акцент на их успехах: «Вова, сегодня ты научился рисовать домик». Оценивая результаты девочек, отмечаю, как хорошо выполнено: «Молодец, Маша, красиво украсила снеговика».

    В процессе обучения постоянно использовала наглядные демонстрации, так как мальчики плохо воспринимают объяснение педагога на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии, хотя девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.

     Широко использую «традиции группы» для гендерного воспитания детей. При организации такой традиции, как «Встречи с интересными людьми» приглашали работников детского сада - младшего воспитателя, старшую медсестру, плотника, дворника, которые рассказали о своей трудовой деятельности. Делая еженедельные подарки детям, мальчикам дарили кораблики, самолеты, девочкам – бантики, цветочки, браслетики.

     Большое внимание уделяю построению развивающей среды в группе, руководствуясь как задачами общего развития детей, как и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей. Большое внимание уделили подбору материалов и оборудования для игровой деятельности, так как учеными установлено, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре.

    При подготовке материалов для сюжетно-ролевой игры обращала внимание:

1. на  привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения.

2. на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери,

3. на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

     В группе у нас много кукол и мягких игрушек. Я помогаю девочкам придумать имена куклам, а мальчикам – клички животных. В начале года привлекаю детей к размещению игрушек в группе. С девочками обсуждаем расстановку мебели в игровом уголке, договариваемся, где они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду. С мальчиками обсуждаем расположение мелкого и крупного строительного материала, игрушечного «автопарка». Для маленьких «автослесарей» имеются наборы игрушечных инструментов, которые после игры складываются на место хранения «мужских» материалов. Материалы, которыми будут пользоваться и девочки  и мальчики: мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, располагаются в группе по договоренности.

     Учитывая, что девочки и мальчики 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую полу, без опоры на ролевые атрибуты, в группе имеются атрибуты для игры в «дом», созданы условия для  «стирки» белья, его глажки, для ухода за «ребенком». Для мальчиков имеются инструменты для «ремонта» автомобиля, «протирочные материалы», фуражки, каски, руль, плащ-накидка и др.

      Мальчики охотно конструируют со мной и самостоятельно для коллективных игр, таких как машина, поезд, корабль. Мальчикам поручается «тяжелая» работа – подвести материал на машинах, установить крупные детали.

       Девочкам достаточно для игры маленького «уголка», мальчикам наоборот необходимо более большое пространство, неограниченное, незамкнутое.

      Большое внимание обращаю на содержание книжного уголка. В данном уголке имеются сказки, потешки с акцентом на гендер.

     С детьми играю ежедневно в игры, в которых по желанию участвуют все дети, так и дифференцированно с мальчиками и девочками. Большое внимание уделяю игре, так как в основе воспитания детей с учетом их гендерных особенностей лежит принятие роли и выполнение в ней женских или мужских социальных функций.

        Для оказания помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что он – мальчик, она – девочка, использую простейшие маркеры гендерных различий:

1. на шкафах для одежды дифференцировала метки для девочек и мальчиков, фотографии в розовом и синем круге.

2. подобрали полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

3. оформили кроватки для детей, разместив на них маркеры, машины – кровати для мальчиков, куклы – кровати для девочек.

    Одним из направлений по гендерному воспитанию детей является работа с родителями по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей

Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения....

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Гендерное воспитание детей раннего возраста

Полоролевое воспитание– это воспитание отдельно мужчин и отдельно женщин, но ориентироваться только на биологический пол нельзя, и был введен междисциплинарный термин...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

                             Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...