Статья «Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Шлык Екатерина Олеговна

«Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил и дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, на то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии. Так же оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.  Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим  свойствам. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками,  сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

 В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания: знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль, по прежнему, должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время НОД  по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что при руководстве  дидактическими играми воспитатель должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Необходимо регулярно проводить контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержании  дидактических игр и  игрушек есть  особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения  в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений, формирования  представлений о цвете, форме  (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

Игры - забавы.

Настольно - печатные.

Словесные.

Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игры.

Классификация игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях:

  1. подготовка к проведению дидактической игры,
  2. ее применение,
  3. анализ.

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.

- Определение наиболее  удобного времени проведения дидактической игры.

- Выбор места.

- Определение количества играющих.

- Подготовка необходимого дидактического материала.

- Подготовка к игре самого воспитателя.

- Подготовка к игре детей.

Проведение игры:

- Ознакомление детей с содержанием игры.

- Объяснение хода и правил игры.

Правила игры:

- Основная цель правил игры - организовать действия, поведения детей.

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре.

От детей требуется:

- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

          Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения - это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.

1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.

2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми раннего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего возраста.

Материал подготовлен воспитателем группы «Пчёлки» (ГБДОУ №9)

Шлык Е.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Пособие  по сенсорному развитию детей раннего возраста сделанное своими руками....

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

П Р О Е К Т Тема: Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста

Проект разработан мной. В пректе участвуют родители и дети.  Цель проекта:формирование сенсорной культуры посредством дидактических игр. Конечная стадия проекта созданные родителями пособия и моя...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Использование дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста»

Учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Ценность раннего обучающе...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

В статье раскрывается "игра", как основнрй вид деятельности ребенка. Особое место в игре занимают дидактические игры, через которые проходит сенсорное развитие детей раннего возраста. В стат...

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...