Инновационные формы работы с социальными партнерами по ранней профориентации детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Булдакова Наталья Владимировна

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_buldakova.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с социальными партнерами по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Необходимым направлением работы в дошкольных образовательных организациях является - профориентация.

Документы не читать, просто сказать: на слайде представлены ….

На основании стратегических документов правительства Российской Федерации:

в Хабаровском крае был разработан проект «Компас самоопределения», в Советско-Гаванском районе муниципальная программа профориентационной работы «Сделай свой выбор», в МБДОУ детский сад № 14 – проект «Ступеньки в профессию».

Основная идея проекта «Ступеньки в профессию»: Популяризация технических профессий, расширение  экономических знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ранняя профориентация детей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности, интереса дошкольников и младших школьников к профессиям взрослых. Ранняя профориентация старших дошкольников на технические и экономические профессии для подготовки  в будущем квалифицированных рабочих кадров, а также инженеров, экономистов для регионального и муниципального рынка труда.

Для успешной работы и реализации проекта налаживается контакт и взаимодействие с социальными партнерами:

  • Родители
  • Школы
  • Магазины
  • Рынок
  • Банки
  • Музей
  • Библиотека
  • Отделение полиции
  • РДК
  • Народный драматический театр «Диалог»
  • Поликлиника
  • Школа искусств
  • Дворец спорта
  • Почта
  • Горгаз
  • МЧС

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Не на все предприятия города и района есть возможность прийти с экскурсией и вот тут на помощь приходит такая форма работы, как виртуальная экскурсия, новый способ знакомства детей с удивительным миром профессий.

Вопросы сотрудничества педагогов и родителей не являются чем-то новым в современной системе дошкольного образования. Педагоги всегда учитывали интересы родителей, взаимодействовали с ними.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

В детском саду проведены акции и мероприятия с участием родителей:

  • «Из песочницы в профессию»
  • Телепередача «Лучше всех»
  • «Интересные люди и профессии»
  • «Строим снежный городок»
  • «Украсим детский сад цветами»
  • Создание фотоальбома «Профессии родителей»

Одной из новых форм взаимодействия с родителями является родительское собрание-исследование-лаборатория.

В нашем детском саду впервые было проведено мини-собрание по теме «Родители-главные социальные партнеры в проведении профориентационной работы с детьми дошкольного возраста». Присутствовала группа родителей с активной жизненной позицией, которым интересна жизнь ребенка в ДОО, которые хотят улучшить условия пребывания детей в дошкольном учреждении.

Цель данного мероприятия-выявление и выделение условий, способствующих качественной организации и проведению ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Родителям было предложено выступить в роли ученых-исследователей и из предложенных характеристик выбрать 7, определяющих качество работы ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Родители доказывали их состоятельность, отстаивая свою точку зрения. Затем, после общего обсуждения были выбраны общие характеристики, которые были переданы ДОУ для улучшения качества работы и ознакомления с запросами родителей в вопросе профориентационной работы с детьми. Затем воспитатель в форме презентации рассказала о работе группы по ранней профориентации. Родители отметили важность совместной работы с педагогом, что отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Педагог отметила, что не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно совершить экскурсию в магазин, в мастерскую по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

Вывод, который сделали родители в конце собрания - чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Данную форму работы с родителями считаю очень успешной и продуктивной, так как слаженная работа ДОО и родителей способствует успешному пребыванию ребенка в дошкольном учреждении.

В начале года было проведено анкетирование, по результатам которого выявлено, что только 35% родителей считают работу по ранней профориентации нужной и готовы к сотрудничеству. В течении года: после собрания-исследования, мероприятий и акций, экскурсий, информационного блока процент заинтересованных родителей, готовых сотрудничать и взаимодействовать с МБДОУ увеличился до 85%. Данный показатель говорит об успешной работе по реализации проекта.

Проводимая работа в по ранней профориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться неплохих результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

Инновационный опыт по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Педагогический проект  "Все профессии нужны, все профессии важны"  предназначена для педагогов  по ранней профориентации   детей дошкольного возраста...

Инновационный проект "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"

Создание определенной наглядной основы,окружающую обстановку на которой в дальнейшем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания...

Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разн...

Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"

Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для воспитателей о работе с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....