«Театрализованная деятельность дошкольников – средство эмоционального развития» (консультация для воспитателей)
статья

Евтушенко Елена Владимировна

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_office_word.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Театрализованная деятельность дошкольников – средство эмоционального развития» (консультация для воспитателей)

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их считать, писать, читать, но каждый год в детский сад приходят разные дети с отклонениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Они меньше удивляются и восхищаются, все реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки.

.         Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это совершенствование человеком самого себя, прежде всего, в духовной сфере.

Перед нами встали проблемы:

- Как же разбудить в детях интерес к миру к самим себе?

- Как заставить их душу трудиться?

- Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка. В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

В процессе развития происходит изменение в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает способность ребенка контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.

Л.С.Выготский писал о феномене “засушенное сердце” – отсутствие чувств, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием. Эта проблема не потеряла актуальность и в наше время.  

Причины, тормозящие развитие сферы ребенка, можно разделить на два вида: социальные и физиологические.

К социальным причинам относится:

- Технологизация. Замыкаясь на гаджетах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь именно через общение формируется эмоциональная сфера ребенка;

- Запреты взрослых людей. Запрет на слезы, особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии и др. – подчас взрослые ничем не мотивируют свои запреты. Для многих детей таких запретов, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но не должен преследовать исключительно интересы родителей.

Физиологические причины.

У детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с нарушением речи часто наблюдается незрелость развития эмоциональной сферы. Эти причины базируются на физиологических факторах: наличие минимальной мозговой дисфункции, минимальной мозговой недостаточности, полученные в результате родовой травмы (быстрые или замедленные роды, кесарево сечение, любые отклонения от нормальных родов, асфиксия и т.д.). Нервная система у таких детей незрелая, хотя интеллект, может быть, не затронут.

У детей с диагнозом дизартрия и стертая дизартрия наблюдаются помимо дефектов звукопроизношения голоса нарушение артикуляционной моторики и мимических мышц из-за   повышенного или пониженного мышечного тонуса, а также нарушений иннервации мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры.    

Эмоции у таких детей примитивны, слабо развиты, недостаточно с помощью дифференцированы, маловыразительны, однообразны.

Театрализованная деятельность – важное средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания   необходимо преподносить в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.  Важен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Таким образом, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.  

        Работу нужно начинать с детьми трёх лет. На первых этапах знакомить детей с театральными куклами, учить следить за развитием действий в кукольном спектакле. Можно показать сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем просто предлагать детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовать музыку разного характера, учить детей двигаться под нее.

После используйте игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети станут более уверенными в своих движениях, выразительнее станет мимика, жесты. Используйте упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи подобирайте тексты на активизацию словаря. Очень нравятся малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые они предлагают рассмотреть. На занятиях учите потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывайте их, используя жесты, движения, мимику.

Обучение детей технике управления куклами. Для этого вносите на занятие настольные куклы, чтобы дети могли их хорошо рассмотреть, потрогать их. Показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили». Используя знакомые тексты, дети стараются овладеть навыками управления куклами.

Далее задача усложняется: дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя своими кукольными персонажами. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагайте придумать свои небольшие диалоги для своих кукол. Старайтесь поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают малыша, дают ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста театрализованные игры, которые проводят на следующих этапах, строятся на материале знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» игра построена на основе сказки «Колобок», «В гости к бабушке» на основе сказки «Репка».

Продолжали работать над совершенствованием образных исполнительских умений у детей. Для развития актерского мастерства используйте этюдные тренинги: «Лиса по лесу ходила», «Егорка», «Никита – волокита» и др.; давали больше заданий по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица козы, то от лица волка; произнести фразы «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по дорожке», «Это моя бабушка», - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза. Или попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить с каким отношением или, в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д.

На занятиях со старшими детьми уже больше уделяйте внимание дикции детей, каждое занятие начинайте с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривании чистоговорки, скороговорки. Проводите с детьми занятия, на которых дети выполняют игровые задания в образах животных или сказочных персонажей. Например, показать как бы катались на коньках: медведь, лягушонок, баба-Яга или русалка… Такие задания помогают детям лучше овладевать своим телом, осознать пластические возможности движений.

При выборе игр руководствуйтесь индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяйте анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев.

В работе с настольными куклами дети продолжают совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений, дети разыгрывают сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом напоминайте детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение. Пальчиковые игры, упражнения на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженое растаяло», «надувная кукла») помогают детям легче овладеть приемами вождения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверенные в своих силах, стеснительные с удовольствием играли с куклами би-ба-бо, так как были «спрятаны» от зрителей ширмой.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития

Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искуства......

Консультация "Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития"

Влияние таатрализованной деятельности на развитие эмоций дошкольников...

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития

Как разбудить в детях интерес к миру? Как сделать творческую деятельность необходимой частью их жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные ...

Консультация «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития»

Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка и формирования правильной модели его поведения в современном ми...

Театрализованная деятельность, как средство эмоционального развития

Театрализованная деятельность, как средство эмоционального развития...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...