Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни
консультация (старшая группа)

Комаревцева Алла Петровна

      В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_kak_sredstvo_duhovno_doklad.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры

как средство духовно-нравственного

воспитания детей 5-го года жизни

      В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

             Подвижные народные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Колпачок») и тд. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности.

Игры бывают:

Хороводные;         

Словесные (интеллектуальные);

Игры с диалогом;

Игры-забавы;

Игры-соревнования;

Подвижные игры.   

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Огородник и воробей»,  «огородник» может   ловить «воробья» только за кругом.  Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:

-  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства;

-  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи;

-  развивать двигательную активность и физические качества;

-  знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др.

        Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Совушка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

       Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах  календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Иди, дождик, дождичек,

Пробуравь землицу,

Дай нам водицу!

     Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,

Высуни рога:

Дам тебе пирога.

     Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

        Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

У него огромный рот,
Он зовется …

     Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми осуществляю по четырём направлениям:

1. знакомство  детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой», «Ручеек», «Два Мороза» и т.д.

2. знакомство  воспитателей  с эффективными приемами работы с детьми.

     Педагоги, прежде всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать  разнообразие народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;

3. привлекать  родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

4. оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).

         Таким  образом,  народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

          На современном этапе народные игры, как средство  духовно-нравственного воспитания  детей 5- го года жизни   являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...

Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...