Система работы с семьями "группы риска"
рабочая программа

Ажигулова Жулдуз Темирбековна

Организация работы с неблагополучными семьями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_semyami.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с семьями

 «группы риска»

в МДОУ «Детский сад» с. Добровольское

                                                                                                Утверждаю заведующий

МДОУ

                                                                      _______________Дуйсенбенова.И.С.  

Организация работы в МДОУ «Детский сад с.Добровольское»

 с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
    повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
    престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
    отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
    ценностными ориентациями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

-        криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная      

                                    

              Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей ) заполняются  характеристики  воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:        

  • утомленный, сонный вид;        
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;        
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;        
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;        
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.        

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;        
  •         в выраженном страхе взрослых;
  •    в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  •    в боязни идти домой;        
  •    в жестоком обращении с животными;        
  •    в стремлении скрыть причину травм.    

 С целью профилактики  социального неблагополучия семей воспитателями  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  Признаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

3.        Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  2. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  3. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  4. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  5. Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

 

 Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические беседы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные учреждения, инспекция по делам несовершеннолетних).

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о

детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую

позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо

сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать

конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в

семью.        \

Социально-педагогическая работа с различными типами семей 

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жилищных условий  и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2.        Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3.        Неполные семьи:

  • педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций ( благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

       

 

План работы с  семьями

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ

В течение года,

ежемесячно

Воспитатели

Деловая игра для педагогов по теме: «Знаем ли мы права детей»; Консультация для работников ДОУ «Жестокое обращение с детьми»

По плану

 воспитатели

Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

По плану

Воспитатели

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации на тему «Права детей».

В течение года

инспектора

Рейды в  семьи.                  

По мере

необходимости

уполномоченный по охране прав детей  

 

Ежедневный осмотр и беседа

с детьми.

Ежедневно

Воспитатели

Совместная деятельность с

родительской

общественностью и

родительским комитетом по

выявлению неблагополучных

семей и оказанию им

посильной помощи.

В течение года

Администрация,

воспитатели, уполномоченный по защите прав образовательного процесса  

Совместная деятельность с

Администрацией МО и СОШ п.Свободный , по

передачи необходимой

информации о

неблагополучных семьях

выпускников ДОУ, в целях

непрерывного социально-

педагогического

сопровождения.

Апрель-май

Администрация

ДОУ,

администрация

СОШ

 

Организация совместной

деятельности с родителями

воспитанников (спортивные

праздники, творческие

мастерские и тд.), с

целью профилактики

неблагополучия в семье.

В течение года

Сотрудники ДОУ

Анализ работы с

неблагополучными семьями.

Январь, май

уполномоченный по защите прав образовательного процесса  

семей.

Ежедневно

Воспитатели

Организация совместной

деятельности с родителями

воспитанников (спортивные

праздники, творческие

мастерские и тд.), с

целью профилактики

 в семье.

В течение года

Сотрудники ДОУ

Анализ работы с

 семьями.

 Май

уполномоченный по защите прав образовательного процесса  

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Дата:        _______201_г  ______час.

Семья воспитанника(ов) МДОУ «Детский сад с.Добровольское»      ____________________________________________________________________________________________________________________________________  

Проживающая по  адресу:____________________________                                                                                                                      

Цель обследования __условия жизни и воспитания ребёнка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи  __чел.

Семья занимает _____комн. квартиру

В момент посещения дома находились           ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверку провела :________________

 Акт обследования семьи по причине непосещения ребенком МДОУ «Детский сад с.Добровольское»

Дата проведения обследования  по телефону, на дому (нужное подчеркнуть)

  1. Ф.И.О ребенка___________________________________________________
  2. № группы_____________________ 

3. Сведения  о родителях  (законных   представителях):

Мать:_____________________________________________________________

Отец:_____________________________________________________________

4.Место жительства:_______________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Последнее число посещения ребёнком ДОУ: __________________________________________________________________

6.Причина непосещения ребенком ДОУ: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7.Результаты  обследования (рекомендации, заключения) __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель:_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

План мероприятий по работе с семьями " риска"

план мероприятий по работе с семьями " риска"...

Система работы педагога-психолога ДОУ по индивидуальному сопровождению детeй "группы риска"

Представлены материалы по индивидуальному психолого-педагогическому   сопровождению детей "группы риска" по познавательному и эмоцционально-личнгостному развитию. Подобран диагностический и корре...

Система работа с семьями «социального риска» в МБДОУ «Детский сад № 20.» г.Уссурийска Уссурийского городского округа

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии колл...

Система работы педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

В данной работе представлены материалы по индивидуальному сопровождению детей "группы риска" педагогом-психологом....

Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.

Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....