СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Атакова Сакинат Магомедовна

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_ekologicheskoe_vospitanie_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ   ПО   ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА.

 

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха,  земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной  деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры,  экологического  сознания  у  большей  части  населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей.

Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей  средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования  экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым.

Идея  приобщения  человека  к  природе,  к  её  познанию  имеет  глубокие  корни. Выдающиеся  мыслители  и  педагоги  прошлого Ж.Ж.Руссо,  И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский  видели  в  природе  могучий  источник  знаний.

    Таким  образом,  в  экологическом   воспитании    дошкольников  необходима  смена  старой,  традиционной  парадигмы  на  новую  биоэкоцентрическую.          Необходимо  показать  детям  уникальность, красоту и универсальность природы. Природа -  среда  жизни  всех  существ, включая  человека;  объект  познания, удовлетворения  его  этических  и  эстетических  потребностей;  и  только  затем -  объект  человеческой  потребности.

Мы  должны  охранять  природу  не  потому, что  она  нам  что-то даёт, а  потому, что  она  самоценна.

      Целью своей  работы  ставлю: Формирование начал  экологической  культуры  личности дошкольников, подразумевающей  сформированное  экологическое  сознание, экологически ориентированное поведение  и  деятельности в  природе, природоохранное

отношение, познавательный  интерес к знаниям о родном   крае.
     Задачи:
        1. Познакомить о происхождении и  многообразии  форм  жизни, о  существенных признаках,  потребностях, приспособленности к  среде.

        2.Познакомить детей с различиями живого и неживого.

        3. Дать представление о взаимосвязи  и взаимодействии  живых  организмов в природе, способствовать формированию понимания  ребёнком  того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.

        4. Развивать у детей эмоционально положительное отношение  к  живой  природе, на красоту и совершенство живых форм.

        5. Формировать у детей  элементарные  представления о работе   своего организма и  приобщение  к ценностям здорового образа  жизни.

        6. Формировать положительное отношение  к самостоятельной деятельности детей  по сохранению и улучшению  окружающей среды.

        Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний - соотношение  объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала. 
Осознанность- степень осмысленности  знаний  и их применения  в  ситуации  общения ребёнка  с  окружающим  миром.

Доказательность- умение   аргументировать свои суждения,  используя имеющиеся  знания и опыт. Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.

Оценка отношения к окружающему миру.

Осознанность, проявляющаяся  в оценке объяснении своих и чужих поступков  с  позиции имеющихся экологических  представлений.

Действительность,  проявляющаяся   в  умении  видеть  состояние  растения, животных,  стремлении  оказать необходимую  помощь.
        Направленность,  проявляющаяся  в  познавательном  интересе к получению информации,  в  стремлении  воспринимать красоту окружающего  мира, в  стремлении следовать  экологически обоснованным  нормам  и  правилам  социоприродной среды.

        Дошкольное детство - ответственный период жизни  человека: закладываются  основы  правильного  отношения  к  окружающему  миру (природе,  вещам, людям), ценностной  ориентации в нём. « Нужно,  чтобы  ребёнок, начиная  с  раннего  возраста, привык оценивать  свои  поступки  не  только  по  непосредственному  эффекту, но  и    по  их  последствиям, т.е. оценивать настоящее  в  свете  будущего. Только  при  таком  воспитании  подрастающего поколения, будущее  человечества  окажется   в  серьёзных  руках»- писал  профессор  М.М.Камшилов.

        Логика  природы  доступна  ребёнку.  Ему  легче  обнаружить связи  и отношения  в  мире  природе, чем  в  других  областях  действительности. Природа  постоянно  окружает  ребёнка, очень  рано  входит в  его  жизнь. Малыш  начинает  знакомиться  с  нею  ещё  до  того, как  произносит  первые  слова. Во  время  прогулок  в  природу  можно  всесторонне  развивать  ребёнка, воспитывать у  него  многие  положительные  качества, которые будут  нужны  ему  в  жизни. Малыш  должен   не   бездумно  смотреть  на  природу, а  видеть  и  понимать  природные  явления  и  связь  между  ними,  причинную  зависимость.  В  общении  с  родной  природой  воспитывается   любовь  к  Родине, желание  трудиться. С  раннего  детства  формируются  убеждения  человека, и  мы  должны  в  этом  возрасте  закладывать  фундамент   социальной  убеждённости,  а  оно  формируется  и  укрепляется  в  труде.  Известно, что  понимание  природы  рождается    впервые  как  чувства,  прежде  всего - как  эстетическое  чувство,   т.к.  природа   является  основой  красоты,  источником  музыке, поэзии  и  живописи. Поэтому  человек,  по настоящему  почувствовавший   и   понявший  сердцем  красоту  природы,  будет  оберегать  и  охранять  её  как  источник  радости  и  счастья. Таким  образом,  восхищение  красотой  природы,  охрана  её  и  рациональное  природопользование  -  неразрывные  звенья  в  цепи  экологического  воспитания.

Вторая  младшая  группа. 3-4  года.

Самый  благоприятный  для  сенсорного воспитания, для  накопления  представлений  об  окружающем  мире  возраст.

Задачи:
* Заложить  первые  представления  и  ориентиры  в  мире  природы.
*  Воспитать  нравственно-этические  нормы  человеческого  поведения. 
*  Сформировать  понятия  о  « живом»  и  «  не  живом». Учитывая  особенности  данного  возраста,  вся  моя  работа  с  детьми  на  данном  этапе  осуществляется  через  игру.  

Дидактические игры. Ребёнку  легче  понять  и  обследовать  предмет, понять его  свойства  и  качества. Учатся  сравнивать,  сопоставлять. Эти  игры  стимулируют  умственную  активность   ребёнка, расширяют  круг  его  интересов. 
« Построй  дорогу  для  зайчика  из  камней», « Снежинка  в  гостях  у  ребят», «  Великие  помощники», « Купание  куклы  Даши».« Построй  домик  из  песка  для  черепашки  Агашки»

Сюжетно-ролевая  игра. « У  наших  кукол  праздник» 

Цель: закреплять  знания  об  особенностях  строении  ёлки, сравнивать  живую  веточку  с  искусственной»

Игра  сказка  «  Путешествие  маленькой  капельки»

Цель:  закреплять  знания  о  свойствах  воды (прозрачная, чистая, грязная), Подвести  малышей  к  пониманию  того,  что  без  воды  не  могут  жить  растения, рыбы,  птицы, звери   и  человек. Для  проведения  этой  игры  была  проведена  большая  предварительная  работа 

*  Цикл  наблюдений  за  рыбками  в  аквариуме.

*  Рассматривали  чистую  и  грязную  воду, холодную  и  горячую.

*  Проводила  опыты:  замораживание  воды  на  улице, делали  вывод: на  холоде  замерзает, превращается  в  лёд, в  тепле - в  воду.

*  Приобрели  в   группу  фонтан   для   наблюдений за  действиями  воды: течёт,  журчит.    Дети   этого  возраста  доверчивы   и   непосредственны,  легко  включаются  в  совместную   с  взрослыми   практическую   деятельность,  с  удовольствием  манипулируют   с   различными   предметами.  Их   непроизвольное   и   непродолжительное   внимание   легко   сосредоточить  любой  новизной.  Поэтому  в  этом  возрасте  использую   ведущим  приёмом -  сюрпризный  момент.  На  каждое  занятие  к  нам  приходит  красивая  эстетичная  игрушка:  ёжик, зайчик, кукла  Даша, черепашка  Агашка;  вносится  яркий  предмет:  капелька,  солнышко, тучка.
Дети  начинают  осознавать  свои  возможности, мотивы  поведения. Им  уже  доступны  элементарные  оценки  эстетические:  красиво  - некрасиво, нравится - не  нравится, приятно - неприятно. Преобладающей  формой  мышления  становится  наглядно - образное.

Средняя  группа. 4-5 лет.

Дети  этого  возраста  имеют  более  высокий  уровень  знаний, оценок  и  установок  поведения. Они  владеют   довольно  большим  словарным  запасом, что даёт  им  возможность  передавать  в  рассказах  объективные  связи  и  свои  ощущения,  свой   чувственный  опыт,  связанный  со  свойствами  природных  явлений.

В  этом  возрасте  экологические  представления  конкретизируются  и  дополняются  новым  материалом.

Целью  моей  работы  в  этом  возрасте  - удовлетворить  детскую  любознательность, вовлечь  ребёнка  в  активное  освоение  окружающего  мира,  помочь  ему  овладеть способами   познания  связей  между  предметами  и  явлениями. 
        
Задачи: 
* Стимулировать  потребности  познания  окружающего  мира.
*  Активизировать  творческие  способности.
*  Помочь  ребёнку  осознать  красоту  и  неповторимость  окружающего  мира.
*  Формировать  нравственно -  этические  нормы  поведения.
В  этом  возрасте  весь  свой  материал  усложняю и  пополняю  более  сложными  методами  и  приёмами, занятия  становятся  содержательнее.

Занятия  проводятся  в  два  этапа: Первый  этап,  в  него  включаются  игры  или  занятия, позволяющие  настроить  детей  на  активную  познавательную  детей, а  именно  игры- загадки, игра - угадайки  по  теме. Также  включается  коррекционная  работа:  игры с  пальчиками, сопровождающиеся  стишками  и  потешками, игры-действия  с  игрушками  и  предметами,  игры  со  строительным  материалов, изготовление  макетов  из  бросового  материала; изобразительная  деятельность:  работа  с  картинками- обводками,  вырезание  ножницами.  Дети  участвуют  в  подготовке  атрибутов, в  оформлении  основного  занятия. С  помощью  картинок - обводок  они  изготавливают  различные  фигурки- персонажи,  маски, которые   станут  затем  активными  участниками  игры, путешествия. Вторая  этап:  основное  занятие.
Дети  уже  самостоятельно  могут  догадаться,  о  чём  или  ком   пойдёт  речь.  На  занятии  идёт  постоянная  смена  видов  деятельности  детей:  они  слушают,  смотрят,  рисуют,  разучивают, запоминают,  отвечают  на  вопросы,  пересказывают  услышанное,  фантазируют. Чем  активнее дети на занятии, тем  больше  задействовано  в  работе  психических  функций:  восприятия,  внимания,  мышления.  Проводя  игру-путешествия  делаю  её  энергоёмкой, насыщенной  новой  информацией, работающей  на  расширение  кругозора  детей, на  развитие  речи.  Занятие  « Путешествия  плодов  и  семян», дети  узнают  развитие  дерева  (  рост, питания, размножения). Используются  модули  растений, экологические  игры, направленные  на  воображения: « Если  б  я  был  деревом»,  «  Плохо  или  хорошо»,  «  Настроение  нашего  дерева», использую  панно  «Дерево»,  модули  человечки  с  разной  мимикой, картинки  с  изображением  действий: мальчик  ломает  ветку, разоряет  гнездо, поливает, садит,  силуэты  разных  птиц. Экологические  цепочки:  « Экологическая  пирамида», «Что  нужно  человеку, «Кто  кого  боится», дети  закрепляют   взаимосвязи  и  взаимодействия  в  природе.

Старшая  группа. 5-6 лет.

Дети  старшего  дошкольного  возраста  имеют  большой  багаж   о  природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, 
хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности,   большой словарный запас. Расширяются и обогащаются  знания  о  характерных   явлениях  и  свойствах  явлений.  Детям  доступны  достаточно  сложные  связи  и  зависимости,  существующие  в  природе.  Уровень  обобщённости  знаний  позволяет  переходить к  понятиям . В  этом  возрасте  у  детей  вырабатывается  эмоционально-оценочное  отношения  в  природе, к  результатам  труда.

Задачи:
        * Воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к  окружающей  нас  природе.
        * Формировать  оценочное  суждение, в  котором  проявляется  наблюдательность  ребёнка,  критичность   мышления, интерес  к  миру  природы.
        * Формировать  представление  о  связях  и  зависимости, существующие  в  природе, выстраивать  экологические  цепочки, пользоваться  обобщающимися  словами.  Развивать  творческую  инициативу, логическое  мышление, воображение.
Ведущим  приёмом  является  
беседа,  Именно  беседа  помогает  детям  понять причинно-следственные  связи, сформулировать  выводы, сделать  обобщения,   выявить  нравственную  позицию  ребёнка  в  его  отношениях  к  животным,  растениям,  людям.  Речь  должна  быть  мягкой,  доброжелательной,  выразительной,  главное  эмоциональной. Прежде  чем  обратить  внимание  на  моих  воспитанников,  на  какой- либо  объект  природы, нужно  подобрать  вопросы, обратиться  к  поэтическим  образом ( стихи, загадки,  пословицы). На  зимней  прогулке  предлагаю  подумать,  правильно  зимнюю погоду  называют  сказочной,  волшебной.  Размышляя  над  этим,  дети  открывают  для  себя  столько  удивительного  в  привычном  и  обыденном:  оказывается,  сугробы  имеют  причудливую  форму,  напоминающую   притаившихся    зверей.  Предлагаю  понаблюдать  за  облаками. На  что  они  похожи?  Дети  начинают  фантазировать. 

В  этом  возрасте  провожу  длительные  наблюдения. 
Цикл  наблюдений  за  деревом. Дети  наблюдают  и  рассматривают дерево  в  разные   сезоны,  на  их  глазах  оно  меняется,  они  прослеживают,  кто  живёт  на  дереве,  кто  прилетает  к  нему. Постепенно  дети  начинают  о   нём  заботиться,  ухаживать,  беречь.  Даю  такие  задания, как  «  Какое  настроение  у  дерева?», « Сегодня  день  рождение  у  берёзки,  что  мы  ей  пожелаем?»,  если  это  разные  времена  года, то  детям  легче  рассматривать  наряд  у  дерева,  каждый  раз  они  замечают  изменения. Циклические  наблюдения  помогают  детям  понять  закономерности  и  связи  между  живой  и  неживой  природой,  делать  свои  небольшие  выводы,  учат  ребёнка  рассуждать,  вызывают  любознательность. После  наблюдений   мои   дети   начинают  переживать,  их   задевает  то, что  происходит  в  природе,  они   без  душны  и  тогда  мы   начинаем  придумывать  рассказы  и   сказки.
      Составление   сказок - наиболее  интересный  приём.
« Сказка  ложь,  да  в  ней  намёк -  добрым  молодцам   урок!»,  эти  слова  мы  знаем   с  детства. Действительно,  сказка  не  только  развлекает,  она  ненавязчиво  воспитывает,  знакомит  ребёнка  с  окружающим  миром,  добром  и  злом.  Она -  универсальный  учитель. Сказку  обсуждаем, обыгрываем,  придумываем  своё  продолжение,  переделываем  её  на  новый  лад,  ставим  по  сказкам  кукольный  театр. Для   составления  сказок  использую  разнообразные  схемы,  картинки,  модели, игры,  для   того  чтобы  детям  было легче  составить  свои  сказки.
Детям  предлагала  начало  сказки:  Дело  было  зимой, испекла  бабка  колобок…. Дети  начинали  придумывать  свою  сказку,  затем   мы  выпускали  книжку  под  названием  « Новые  приключения  колобка». Широко  использую  
поэтическое  слово 
При  знакомстве  с  опоэтизированной  природой  детям  легче  и  доступнее  даётся  возможность  почувствовать  прелесть,  неповторимость  природы,  уяснить  её  значение  в  жизни  человека,  они   учатся   сравнивать,  как  отражено  одно  и  тоже  природное   явление  в  разных  поэтических  строках.  Читая  стихи  о  лесе  у  разных  авторов   С. Погореловский,  «Лес»,     И. Бунин  «  Листопад»,   А.С. Пушкин  «  Уж  небо  осенью  дышало», И.  Суриков  «  Первый  снег», подвожу  детей  к  мысли,  что  лес  красив  во  все  времена  года. Дети  начинают  понимать  эту  красоту,  наслаждаться  ею  и  передают  свои  впечатления  в  слове  и  рисунке.
Познание  природы  будит  ребячью  мысль,  способствует  развитию  творчества  и  самостоятельности,  расширяются  их   представления,  позволяющие  им   сравнивать,  различать,  вдумчивее  относится  к   природе.

Подготовительная   группа. 6-7 лет.

В  этом  возрасте  большой    объём  знаний  о  природе.  Они  понимают,  что  в  окружающем  мире  всё  взаимосвязано:  неживая  природа, растения,  животные,  человек. 
Задачи:   
*  Углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе.  

*   Учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы.

*  Дать  представления  о  том, что  растения,  животные,  человек  представители  живого  в  мире  природы.

*  Воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные  ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное  отношение  к  окружающей   социальной   и  природной  среде.
     В  этом  возрасте  широко  использую  системные  операторы, благодаря  этому  приёму   мои  дети  логически  мыслят, делают  выводы  о  взаимосвязях  в  природе,  могут  выделить части  из  цел Схема   системного  оператора  на  тему   «  Лес»:

 Детям   нравится   всё   таинственное, загадочное, поэтому  в  этом  возрасте  дети  сами  проводят  занимательные  опыты. Они   уже  могут  написать  секретное  письмо  невидимыми чернилами  или  превратить  лёд  в  пар.
     После  экскурсий,  целевых  прогулок, наблюдений  мои  дети  делятся  своими  впечатлениями, отображая   их  в  рисунках. Затем  в  нашей  группе  открывается  картинная  галерея. «  Мои  четвероногие   друзья»,  «  День  рождения  у  берёзки»,  «В  гостях  у  наших  пернатых»,  «  Зимушка  хрустальная».

Педагогическая  диагностика  - это  система  приемов,  специально  разработанная  педагогическими  технологиями,  методик  и  тестовых  заданий, позволяющих  определить  уровень  профессиональной  компетенции  педагога, уровень  развития  ребёнка, а  также  находить  пути  улучшения  и  качества.

В  заключении  следует  подчеркнуть,  что  формирование  знаний  об  экологическом  воспитании - не  самоцель  в  моей  работе,  а  основа  воспитания  осознанно- бережного  отношения  к  природе,  к  миру, созданному  трудом  человека. Считаю,  что  поставленные  задачи  решены:  

1. Познакомила  с  развитием  жизни  на  земле (происхождением  и  многообразием  форм  жизни,  с  микроорганизмами,  с  флорой  и  фауной  родного  края.

2. Сформировала  положительные  отношения  самостоятельной  деятельности детей по  сохранению  и  улучшению  окружающей  среды.

3. Сформировала  начало экологической  культуры  личности  дошкольника.
Дети  моей  группы  благодаря  совместной  работе  видят  красоту, уникальность, неповторимость  живых  форм, умеют   видеть  и  слышать  природу  такой, какая  она  есть  в  действительности,  без  мистических  прибавлений.  Полученные  знания  могут  привести  моих  выпускников  в  науку  или  искусство. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...