ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ
консультация

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Через игру происходит познание окружающего мира, усвоение правил и норм поведения. Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника. Сюжетно-ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков.Во время сюжетно-ролевых игр дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социокультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_statya_lazebnaya_e.i.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ

Лазебная Е.И.,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

присмотра и оздоровления  № 13  «Солнышко»

г.Губкин

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Через игру происходит познание окружающего мира, усвоение правил и норм поведения. Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника. Сюжетно-ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков.Во время сюжетно-ролевых игр дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социокультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения.

Однако, опытные педагоги, проработавшие в детских садах не один десяток лет, отмечают, что на сегодняшний день процесс организации сюжетно-ролевых игр имеет свою специфику, проблемы и особенности.

В настоящее время в детском саду серьёзную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей, «вытеснение» игры различными образовательными практиками, введением платных дополнительных образовательных услуг. Педагоги хотят угодить родителям, а родители считают, что основная функция детского сада- это подготовка к школе. Это обоюдное желание ведёт к тому, что педагоги только и «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации.  Времени на игру практически не остаётся.

Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Как это ни прискорбно, но сегодня мы не увидим такой игры, как её описывал известный отечественный психолог Даниил Борисович  Эльконин. В том, что современные дети не умеют играть, есть несколько причин.

Главная причина неумения детьми играть кроется в разрушении естественного механизма передачи игровой культуры. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастное сообщество, включающее в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных сообществах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

 Но у современного дошкольника существует мало шансов приобрести игровой опыт таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время - большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены.В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу;  в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках, занятиями с репетиторами. Сильными факторами разобщения детей являются информационно-коммуникативные технологии. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями (компьютерные игры, всевозможные гаджеты, рекламные ролики и новинки кинематографа). Дошкольники хорошо информированы, могут рассуждать на взрослые темы, делать неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях. Со стороны кажется, что дети взрослеют преждевременно. Но, к сожалению, это совсем не так. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии умственных способностей и мышления отнюдь не опережают свой возраст. Наблюдая за их играми, можно увидеть, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм. Дети говорят много, но плохо. Большинство из них нуждаются в помощи логопеда. У ребят слабо развито воображение, творческая активность. Они нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, влечет за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов; очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человека-паука, фей Винкс, Сказочный патруль, Шрека и Фиону  и т.д. Такие игры представляют собой  типичный набор простых действий, отсутствие ролевого и диалогового  взаимодействия. Отношения между персонажами примитивны. Сюжет не имеет развития. Длительность игры очень короткая. Даже если она и начинается спонтанно, логического завершения она не имеет.

С другой стороны, дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр, как это описывается в теоретических положениях о сюжетно-ролевой игре. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий. Игра- это отображение жизни взрослых людей: играя, ребёнок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, к сожалению, наши дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают,  и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.У многих родителей в графе «Сведения о родителях,занимаемая должность» написано«риэлтор», «менеджер», «дилер», «агент», «мерчендайзер», «аудитор», «логистик» и т. д.(особенно в больших городах).Сами родители не могут  объяснить ребенку на доступном детскому пониманию языке, чем они занимаются.

Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика ателье, почтальона, библиотекаря  и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса, лежат пылятся на полках либо игры организуются только по настойчивому требованию педагогов.

Решением описываемых проблем является расширение знаний об окружающей действительности, использование различных методов руководства игрой, непосредственное участие педагогов в игровой деятельности дошкольников.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Вот почему так важно расширять познавательный опыт детей и знакомить дошкольников с явлениями окружающей действительности, профессиями взрослых.

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

- принятие на себя роли;

- разъяснение;

- совет;

- помощь в решении спора;

- показ различных способов игры.

   Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое

развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т.д. Отношения становятся партнёрские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельности педагога. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях- это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).

  Косвенные приемы руководства игрой заключаются в создании условий для активации самостоятельной игры детей:

- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни.В нашем мире очень много профессий, и, если дошкольник, например, не знает кто такой астроном, как тогда он сможет разыграть его роль!

- создание игровой ситуации;

- наблюдение за игрой детей.

  Воспитатель стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику), роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Все это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях взрослых.

     Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.

В силу высокоинформационной нагрузки в ДОУ и дома у большинства детей отмечаются дефицит и недостаточная двигательная активность в режиме дня, приводящая к появлению гипокинезии. Поэтому рекомендуется давать детям возможность больше двигаться во время сюжетно-ролевых игр, избегать статичных поз, обращать внимание на  выполнение действий людей разных профессий.

В связи с гендерным аспектом социализации ребенка в игре необходимо учитывать в ролевом составе достаточное количество мужских и женских ролей, рассказывать ребятам о профессионально важных качествах необходимых для той или иной профессии.

Ребёнок живет в игре, ребенок игрой живёт. Поэтому, задача окружающих его взрослых - стать направляющим и связующим звеном в цепочке «ребёнок - игра», тактично поддерживая руководство и обогащая игровой опыт дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...