Развитие аккуратности у дошкольников
консультация

Понкратова Любовь Петровна

 

Воспитание аккуратности является одним из значимых средств формирования личности ребенка и важным условием подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справляется со своими обязанностями, из его рук выходят хорошо сделанные предметы, с ним приятно общаться окружающим. Ряд показателей аккуратности, такие как осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении, готовность доводить начатое дело до конца, проявление эмоциально-положительного отношения к труду, стремление к порядку, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда и т. п. наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте. Познание ценности труда для дошкольников, радости от работы превращает аккуратность в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели и совместное достижение ее в работе, общие переживания и помощь товарищам, воспитывает в детях нравственные черты, такие как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_akkuratnosti_u_doshkolnikov.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

До полутора лет ребёнок воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живет. И если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, которая не моется по нескольку дней, мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки ребёнка сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их – в последствии подросшему ребёнку трудно будет объяснять, что он должен быть чистеньким и опрятным или что игрушки должны быть всегда убраны на место, кровать застелена, а во время еды следует пользоваться салфеткой. И наоборот, если с самого рождения ребёнок видит, что любая вещь имеет свое строго отведенное пространство, что каждый, кто берет какую-либо вещь обязательно кладет ее на место, у него и не возникнет мысли поступить иначе.

С возрастом, обычно в полтора-два года, дети становятся очень любопытными и стараются познать этот мир. Во время прогулок маленькие дети любят играть в грязи, в песочнице они строят замки из песка, пирамиды и горки, создавая вокруг себя беспорядок. Конечно неряшливый ребенок с не расчесанными волосами и грязными руками, вряд ли вызовет положительные эмоции у своих сверстников и взрослых людей, но агрессия со стороны родителей в такие моменты вызывает у ребёнка негативное отношение к аккуратности и чистоте. Сплошные запреты могу навсегда отбить у ребёнка тягу к познанию мира, в котором он живет и виной этому будет чрезмерная тяга к чистоте и аккуратности. Он может даже начать проверять своих родителей, бросая им вызов в доступной и безопасной форме, сознательно устраивая беспорядок, таким образом выясняя, как далеко можно зайти в нарушении запретов. В такие моменты дети следуют принципу  «никто не заставит меня сделать то, чего я сам не захочу». Другой распространенный вариант вызова родителям связан с актуальным в этом возрасте предметом – горшком. В то время, когда ребенок начинает контролировать свои естественные отправления, он осознает, что хозяин тут он и, следовательно, он волен поступать по своему выбору – может сделать то, что маме нравится, а может и то, что не нравится.

Желание самому, без помощи взрослого, познать мира вокруг выражается в самостоятельности ребёнка. Он отталкивает руки взрослого, требуя ложку, чтобы есть самому, пытается сам мыть руки, надевать шапку или туфельки. Это стремление становится особенно выраженным, когда ребенок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Если на это слишком бурно реагировать на получившийся в попытках самостоятельности ребёнка беспорядок, то ребенок может даже устраивать истерику, для того, чтобы избежать наказания. Однако, чтобы ему самому не нравился полученный результат, нужно между делом сообщать ребенку о том, что во всем должен быть порядок, напоминать ему, что ничего нельзя ломать и нужно стараться быть аккуратнее.

К двум-трем годам ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым: нести вместе с мамой сумку, убрать со стола посуду, вытереть тряпкой стол, положить на место игрушки и книжки. К этому возрасту основные навыки аккуратности уже могут быть сформированы, но пока еще не закреплены. Ребенок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки, топая по грязной луже и т. д.

Следует помнить, что смысл культурного поведения для ребёнка такого возраста еще не ясен. Особенность психического развития дошкольника такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или дает поручения. Пока еще он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, не обращая внимания на результат. Основной ошибкой является то, что большинство матерей стараются выполнить все домашние дела, в то время пока ребенок спит, и все бы хорошо, только в такой ситуации он не может видеть положительный пример. А привлечение ребенка к домашним делам необходимо для развития у него аккуратности. Если выполнять домашние дела в присутствии ребёнка и постепенно привлекать его к их выполнению он быстрее поймёт, что каждый член семьи обладает определенными обязанностями, которые выполняются изо дня в день. И чем взрослее становиться такой ребенок, тем больше у него становится своих небольших обязанностей, это приучает его к аккуратности и опрятности.

Первое время ребенок выполняет поручения совместно с взрослыми, а затем самостоятельно. Многим родителям известно, с каким удовольствием малыш «подметает» веником пол, оставляя вокруг себя мусор. Для него главное – размахивать веником, а не убирать грязь. Поэтому если ребенок выдирает у родителей из рук пылесос и кричит «я сам!»  не стоит препятствовать его желанию. Конечно же, после такой самостоятельности, приходится заново переделывать все дела, но эти действия помогают воспитать в ребенке аккуратность и любовь к чистоте и порядку.

К трем годам ребенок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расческой, зубной щеткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком.

В течении всего третьего года жизни дети с удовольствием самостоятельно выполняют некоторые поручения взрослых: поливают цветы, убирают на место игрушки и т. д. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребенок начинает понимать слово «труд», помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: «я делаю» или «я помогаю».

От трёх до пяти лет, обычно возраст творческих открытий. Дети постепенно приобщаются к высшим проявлениям человека – творчеству как способности видеть и создавать нечто новое. Однако в ежедневной жизни творческое начало ребенка – это нескончаемый беспорядок Родителям приходится поощрять творчество, но при этом учить детей устранять творческий беспорядок. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой – это будет мешать ему получать удовольствие от самого процесса игры и творчества. Выходом из этого является постановка ребенку заранее определенных условий, которые он в состоянии соблюдать. Обычно к началу старшего дошкольного возраста ребёнок усваивает, что уборка – это необходимый и завершающий этап любой интересной игры.

Когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, то, по мнению педагогов и психологов, это самый познавательный возраст, когда ему хочется творить, тем самым показывая окружающим свою значимость. В этом возрасте ребенок уже сам следит за состоянием своих игрушек и за порядком в игровом уголке. Стоит отметить, что дошкольник наводит порядок руководствуясь не привлекательностью и декоративностью, а замыслом своей игры. Но взрослым все же следует подсказывать, как это можно сделать, чтобы игрушки не были раскиданы по всей комнате. Большинство детей в этом возрасте еще не понимают разницы между старанием и результатом. Для них самое главное – то, что они старались, а насколько аккуратно – не так уж и важно. Упрек за неважный «процесс» может сильно обидеть ребенка.

В повседневной жизни много возможностей для воспитания у старшего дошкольника бережного отношения к окружающим предметам, вещам, игрушкам и прочее. Здесь очень важен со стороны взрослых ненавязчивый контроль, умелая подсказка, показ и объяснение правильных действий. Задача взрослых  непрерывно приучать дошкольников к порядку, воспитывать в них нетерпимость к бардаку и неряшливости пока у детей не выработаются устойчивые привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....