Роль игры в логопедической работе
консультация (старшая группа)

Татьяна Евгеньевна Уварова

Игра является основным видом деятельности дошкольников, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы.

В своей работе я успешно использую игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей детей, поступивших в группу с диагнозом: «общее недоразвитие речи».

Игра является основным видом деятельности дошкольников, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы.

В своей работе я успешно использую игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей детей, поступивших в группу с диагнозом: «общее недоразвитие речи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_logopedicheskoy_rabote.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в логопедической работе.

Игра является основным видом деятельности дошкольников, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы.

В своей работе я успешно использую игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей детей, поступивших в группу с диагнозом: «общее недоразвитие речи».

В начале учебного года я провела социальное обследование и установила, что общее недоразвитие речи у детей сопровождалось недостаточным развитием таких психических процессов, как память, внимание, слуховое и зрительное восприятие. В общении с окружающими проявился и речевой негативизм. Из-за нарушения общей и мелкой моторики были слабо развиты навыки самообслуживания: не все дети могли застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шапки, шнурки. Нарушение общей моторики также проявилось и в том, что некоторые дети не могли стоять и прыгать на одной ноге, бегать с подскоками, выполнять другие, более сложные движения.

Результаты наблюдений были обсуждены на педсовете и совместно с воспитателями намечены основные задачи предстоящей работы.

Все дети были условно разделены на три подгруппы: в первую вошли дети с нарушением общей и мелкой моторики, во вторую – с несформированными психическими процессами, в третью – дети с выраженным неречевым негативизмом. Для каждой подгруппы были подобраны соответствующие игры и игровые приемы, направленные на реализацию поставленных задач: для первой подгруппы – развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук; отработка простых и более сложных движений; для второй подгруппы – развитие таких психических процессов, как память внимание, выдержка; сенсорное восприятие; для третьей подгруппы – развитие речевой активности; умение вступать в контакт, отвечать на вопросы, задавать их, обмениваться репликами.

Игры, подобранные для коррекции нарушений, проводились как дополнительные занятия с отдельными подгруппами или одновременно со всей группой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для развития общей и мелкой моторики использовалась дидактическая игра «Кукла Катя». Детям предлагалось одеть куклу на прогулку. При этом они учились застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, завязывать шапки. В ходе игры обращалось внимание на закрепление, уточнение и расширение словаря дошкольников (названия одежды, частей тела).

Для детей с наиболее выраженными моторными нарушениями были организованы индивидуальные занятия. С этой целью использовались мозаика различных видов, счетные палочки, разноцветные бруски, игра «Чудесный мешочек» и т.д. Детям предлагали построить из счетных палочек домик, лесенку, дорожку, елочку, лодочку; нанизать бусинки с учетом их величины и цвета; выложить простейшие фигуры из мозаики. Широко использовалась работа с карандашом: дети постепенно переходили от изображения простых линий к передаче геометрических форм (круг, треугольник ит.д.).

Для развития тактильных ощущений мы применяли игру «Чудесный мешочек», стремясь на каждом занятии разнообразить или усложнить дидактические задачи. Например, сначала дети доставали и описывали каждый предмет,  группировали предметы по материалу или назначению. Затем задание усложнялось: нужно было сравнить два предмета, сказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Используя игру «Чудесный мешочек», мы старались решать одновременно несколько задач: развивать тактильные ощущения, внимание, выдержку, активизировать речевую активность, умение применять полученные ранее знания. При этом очень важно сохранить игровую ситуацию, не превратить игру в упражнение.

Для развития внимания детей был предложен и такой вариант игры: ребенок, не вынимая предмета из мешка, рассказывает о нем, а все отгадывают, что это. Затем, когда предмет показан, дети дополняют те признаки, которые не были указаны. При проведении этой игры требования к ответам дошкольников были различны и зависели от индивидуальных возможностей каждого ребенка и периода обучения. В начале учебного года допускались как простейшие речевые ответы (однословные), так и пассивное выполнение задания («Найди морковку, картошку»). Постепенно ответы усложнялись, и при закреплении темы «Дикие животные» дети уже отмечали следующие характерные признаки: у жирафа – длинная шея, у слона – хобот и т.д.

Для коррекции нарушений общей моторики были использованы игры типа «Аист», «Кто внимательный», которые не возбуждали детей, дисциплинировали их способствовали развитию внимания, собранности. Для прогулок подбирались игры подвижные, с использованием бега, прыжков, подскоков («У медведя во бору», «Поезд», «Кот и мыши», «Ветер и птица»), которые помогали развивать ловкость, внимание, координацию движений, вызывали положительные эмоции.

В работе с детьми, для которых характерны несформированные психические процессы, применялись игры и игровые упражнения, способствующие формированию зрительного и слухового восприятия. В начале мы учили детей различать и правильно называть основные цвета и геометрические формы, выделять форму из окружающих предметов и передавать ее в рисунках, например:  круглые предметы – мяч, шар, часы, чайник; прямоугольные – полотенце, дом, дверь, шкаф, крышка столы и т.д.

Усложняя задания, предлагали определить, какие геометрические формы лежат в основе изображения домика (треугольник и квадрат), гриба (полукруг, полуовал), машины (круг, квадрат, прямоугольник).

Развивать зрительное внимание, память, собранность начали с простых игр «Чего не стало», «Что изменилось». Затем переходили к более сложным, таким, как «Парные картинки», «Найди ошибку», «Кто больше увидит (услышит)».  Эти игры способствовали также развитию мышления; дети учились сравнивать две похожие картинки и выделять их отличительные черты, находить «ошибку художника», объяснить свои выводы.

Большое внимание уделялось формированию пространственных представлений. Для этого мы использовали плоскостной объемный материал: разнообразные разрезные картинки, игры типа «Построй домик», «Склей чайник», геометрическое лото и лото с вырубными деталями.

На первых порах работы со всевозможными разрезными картинками вызывали значительные затруднения детей. Однако целенаправленное, постоянное закрепление необходимых навыков позволило нам добиться хороших результатов: дети начали складывать кубики с опорой на картинку, выкладывать из геометрического лото и деревянного конструктора различные постройки. В работе с детьми, которые испытывали трудности при складывании картинок из кубиков (не могли выбрать нужные кубики, разложить их в определенном порядке), мы старались использовать этот игровой прием только для закрепления ранее отработанных понятий (например, «вверх – вниз», «вправо – влево», «вперед – назад», «между»).

Для развития пространственных представлений и слуховых восприятий вводили и такие игры, как «Угадай, чей голос», «Где звенит», «Чей домик», «Горячо - холодно».

Некоторые игры использовались в работе с детьми второй и третьей подгрупп, но цели, которые они преследовали, были различные. Если для второй подгруппы главным являлось развитие интонационной окраски, высоты звука, то для третьей – повышение речевой активности.

Такие игры, как «Лягушка», «Кто как кричит», «Хитрая лиса», «Жмурки с голосом», у детей второй подгруппы развивали слуховое внимание, умение владеть интонацией и высотой голоса, активизировали словарь (глаголы «лает», «мяукает», «рычит», «пищит» и т.д.0, помогали отрабатывать простейшие фразы.

Дети третьей подгруппы трудно включаются в игру, не могут взять на себя какую-нибудь роль, проявить выдержку, инициативу, часто бывают агрессивными. Стараясь повысить речевую активность детей, мы подбирали такие игры, в которых необходимо было что-то говорить. На роль ведущего назначали ребенка с наиболее выраженным речевым негативизмом. Некоторые игры старались организовать так, чтобы активизировать речевую активность всех детей одновременно. Например, использовали следующий вариант игры «Жмурки с голосом»» дети тихо переходят с одного места на другое и при этом подражают голосам животных – лают, рычат, мяукают. Водящий, ориентируясь на голос, ловит кого-нибудь. Пойманный ребенок должен подать голос, а водящий – угадать, кого он поймал.

В своей работе мы широко использовали сказки «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка». Сначала они вводились в занятия с целью закрепления звукоподражаний, затем – для развития умения различать животных по высоте и интонации голоса; на более поздних этапах работы – для формирования навыков диалогической речи, умения правильно задавать вопросы и отвечать на них. Мы обратили внимание, что использование только словесного метода не вызывает интереса у тех детей, для которых характерны тяжелые нарушения речи. Поэтому на последующих занятиях были введены определенные атрибуты: шапочки с изображением животных, фигурки из плоскостного театра, картинки для фланелеграфа, и дети с удовольствием включались в игру под руководством воспитателя, а затем самостоятельно на прогулке разыгрывали эти сказки.

Для детей с общим недоразвитием речи трудны занятия по обучению рассказыванию. Здесь требуются специальные методические приемы, которые бы заинтересовали бы ребят, помогли удержать их внимание на протяжении всего занятия. В начале учебного года мы успешно использовали прием типа «Расскажи кукле, мишке». На занятия «приходили»кукла, Петрушка, или дети получали посылки и письма от Петрушки, лесных жителей (белки, зайца, лисы, медведя). Сочетание этих игровых приемов с наглядностью (подарки лесных жителей) позволили активизировать внимание, память, добиться большой речевой активности.

Такие речевые примы вызывают интерес у детей, учат их думать, давать полный, распространенный ответ. Зимой дети получали письма от белки и зайца, где в виде загадок давались признаки времен года. Например, заяц просил ребят ответить, что за белые, большие мухи летают в лесу, на поляне, но стоит их поймать, как они прямо в лапах исчезают, хотя в воздухе их очень много, или, например, почему по реке можно теперь бегать (появился лед).

На занятиях мы использовали также игру «Магазин», которая помогает расширять и углублять словарь ребенка, формирует навыки разговорной речи, способствует развитию логического мышления. В игре дети продавали обувь, игрушки, одежду и подбирали соответствующие картинки для своего магазина. Раскладывали эти предметы (или картинки), они называли предмет, его часть и материал, из которого он сделан, сравнивали предметы между собой. На каждом занятии дети разыгрывали новый вариант игры.

Проделанная работа позволяет утверждать, что систематическое использование игр способствует активизации речи детей, расширению и обогащению их словаря, содействует развитию памяти и внимания, устойчивого интереса к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в логопедической работе с детьми

Роль сказки в логопедической работе с детьми...

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...

Роль родителей в логопедической работе с детьми

В статье представлены все разделы  логопедической работы , Представлены конкретные примеры работы по формированию правильной и красивой речи. Полезный материал для родителей и специалистов....

Роль компьютера в логопедической работе с ребенком

В статье говорится о роли компьютера в развитии интеллекта и речи ребенка, описываются некоторые компьютерные программы, используемые в логопедической работе, а также даются рекомендации родителям по ...

Роль сказки в логопедической работе с детьми.

В статье раскрывается метод воздействия на ребёнка-сказка, применяемая в коррекционной работе....