Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»
консультация

Яралян Ева Врежовна

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

/В. А. Сухомлинский/

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родителиискренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т. д., любить независимо ни от чего. Сегодняшним молодым родителям не хватает безусловной любви к детям.

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детейродителейпедагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Т. В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

• Информационно-аналитические;

• Познавательные;

• Досуговые;

• Наглядно-информационные

Информационно-аналитическая форма работы с родителями – это социологические опросы, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого- педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

«Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично

Познавательная форма включает совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания, круглый стол, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор»родительский клуб.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей

день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родителинаиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Не обойтись и без спортивных развлечений. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процессаРодители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя:

1. выпуск газет,

2. копилка добрых дел,

3. групповые альбомы,

4. родительские уголки,

5. дни открытых дверей

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ

Родительские уголки.

В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителямиотмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителейза воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогическойкомпетентности в вопросах детско-родительских отношений.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!"

(0. Высоцкая)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet2_-_kopiya.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 99 «Изумрудный город»

Доклад на педсовете

Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия

с родителями в условиях  ДОУ»

Воспитатель: Яралян Ева Врежовна

Саратов 2017г.

Нетрадиционные формы взаимодействия

с родителями в условиях  ДОУ

«От того, как прошло детство, кто  вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего  мира  – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

  /В.А. Сухомлинский/

Детские годы – самые важные  в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т.д.), любить независимо ни от чего. Сегодняшним молодым родителям не хватает безусловной любви к детям.

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не  секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Из-за отсутствия духовного взаимодействия  с   родителями  дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.

Уходит  в  прошлое  официально  осуществляемая  многие  годы  в  нашей стране  политика  превращения  воспитания  из  семейного  в  общественное.  В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.  Каждое  дошкольное  образовательное  учреждение  не  только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения  – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Традиционные  формы   работы   с   родителями  (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые  нетрадиционные   формы  для сближения детей,  родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие  родителей  и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. 

  • Информационно-аналитические;
  • Познавательные;
  • Досуговые;
  • Наглядно-информационные

Информационно-аналитическая форма работы с родителями – это социологические опросы, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

«Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично

Познавательная форма включает совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания, круглый стол,  вечер вопросов и ответов,  «душевный разговор», родительский клуб.

          Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей

день  продолжают  играть  познавательные  формы  организации  их  взаимоотношений.  Они  призваны  повышать  психолого-педагогическую  культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на  воспитание  ребенка  в  условиях  семьи,  развивать  рефлексию.  Кроме  того, данные  формы  взаимодействия  позволяют  знакомить  родителей  с особенностями  возрастного  и  психологического  развития  детей, рациональными  методами  и  приемами  воспитания  для  формирования  их практических  навыков.  Родители  видят  ребенка  в  обстановке,  отличной  от домашней,  а  также  наблюдают  процесс  его  общения  с  другими  детьми  и взрослыми.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Круглый  стол».  В  нетрадиционной  обстановке  с  обязательным участием  специалистов  обсуждаются  с  родителями  актуальные  проблемы.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные  отношения  между  педагогами  и  родителями,  а  также  более доверительные  отношения  между  родителями  и  детьми.  В  дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.  

Праздники,  утренники,  мероприятия  (концерты,  соревнования). Не  обойтись  и  без спортивных развлечений. Такие  вечера  помогают  создать  эмоциональный  комфорт  в  группе,  сблизить участников  педагогического  процесса.  Родители  могут  проявить  смекалку  и  фантазию  в  различных  конкурсах.  Они  могут  выступать  в  роли  непосредственных  участников.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.  Данные  формы  общения  педагогов  и  родителей  решают  задачи ознакомления  родителей  с  условиями,  содержанием  и  методами  воспитания детей  в  условиях  дошкольного  учреждения,  позволяют  правильнее  оценить деятельность  педагогов,  пересмотреть  методы  и  приемы  домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя:

  1. выпуск газет,
  2. копилка добрых дел,
  3. групповые альбомы,
  4. родительские уголки,
  5. дни открытых дверей

 «Дни открытых дверей»  дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Родителей знакомят  со  структурой  и  спецификой  проведения  занятий  в  ДОУ

Родительские уголки. В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание  ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте.
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!"  
(0. Высоцкая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"

консультация "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26110476","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

В статье раскрыты некоторые формы взаимодействия с родителями...