Консультация для воспитателей
консультация

Беркутова Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele3.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №103”

«Развитие творческих способностей

  дошкольников в экологическом воспитании»

(консультация для воспитателей)

Подготовила:

                                                                     воспитатель высшей

                                                                     квалификационной категории

Беркутова Т.А.

                                                  Саранск 2018 г


                                              «Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в нее и вслушиваться»

В.А.Сухомлинский


Творчество – это основная составляющая деятельности в детском возрасте. Творчество взрослых, привнесенное в развитие ребенка – это залог формирования успешной и способной личности с развитым творческим потенциалом в будущем. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Значение творчества в образовании и воспитании ребенка в современном мире невозможно переоценить. Развивая у детей творческие способности, педагоги и родители  растят целеустремленных людей, которым легче выстроить свой жизненный путь в нашем непростом мире. Прививая детям любовь к окружающему, воспитывая уважение к природе, педагоги и родители решают задачи общего воспитания ребенка, формирования экологической культуры. Через экологическое воспитание развитие творческих способностей дошкольников проходит естественно и эффективно.

Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности. Наглядно-образное, наглядно-чувственное мышление, свойственное дошкольнику, непосредственное восприятие красот природы, ее связей и закономерностей позволяют сформировать интеллект ребенка, развивать творческие способности.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к творчеству, к выражению ярких эмоциональных впечатлений от созерцания природы. С целью развития творческого потенциала у дошкольников средствами экологического воспитания, педагогами могут быть использованы такие формы и методы работы как экскурсия, наблюдение, беседа, исследовательская и проектная деятельность, эколого-природоведческие игры, игры-путешествия и другие .

Развитие творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

Например,  в процессе наблюдения описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это.  Замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. 

В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка.
Все это позволит повысить интерес детей к природе, вызвать желание отражать ее явления в своем 
творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности образовательной работы с дошкольниками.

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой».

подготовила воспитатель

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у у дошкольников должны сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Коммуникативные способности включают в себя:

-желание вступать в контакт,

-умение организовать общение,

-знание норм и правил общения.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я обнаружила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапозон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребенка в процессе общения со сверстниками.

И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в общении с природой.

Природа способствует всестороннему развитию ребенка: коммуникативному, трудовому, эстетическому, нравственному, патриотическому. Развивает логическое мышление, речь. писал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё, что есть в речи логического…проистекает из наблюдений человека над природой…»

Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относиться к природе.

Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание в педагогическом процессе детского сада осуществляется вповседневной жизни, на занятиях, прогулках, экскурсиях в природу, играх и чтении художественной литературы. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносилчто-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышленияи речи — к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, чувства, творчества.

Природа родного края — неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, её необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасного в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребёнка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца.

Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становятся детские впечатления, если, например, вовремя прочитать стихотворение, пословицу, поговорку, загадку, потешку, исполнить песню, стараясь дополнить зрительные восприятия ребенка.

О природе, как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного, говорил : «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядываетесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… всё это произведение искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам нравится в них. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… обращайтесь… к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...