Как развить у дошкольников умения планирования
учебно-методический материал (подготовительная группа)

В настоящее время умение планировать свою деятельность относят к регулятивным УУД, поэтому

мы будем рассматривать в контексте этих умений и навыков.

Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в двух значениях: в

наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ребенка, которые гарантируют

независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия»

считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию

и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта .

Функции универсальных учебных действий:

1.Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность

учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их

достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;

2.Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в

основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения

знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные

виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это

личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно

рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия .

Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных

результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также

алгоритмизация собственных действий .

Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные

учебные действия.

Дошкольное образование подразумевает формирование основных навыков, которые будут

необходимы ребенку в дальнейшей жизни, а также возможности воспитанника к саморегуляции и

принятие ответственности вслед за собственные действия.

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

– обладать способностью устанавливать для себя определенную цель;

– проектировать собственную жизнедеятельность;

– прогнозировать возможные ситуации .

Регулятивные действия гарантируют воспитанникам организацию и планирование их

деятельности. К ним принадлежат:

– целеполагание;

– планирование;

– прогнозирование;

– контроль;

– коррекция;

– оценка;

– рефлексия .

Целеполагание – основной элемент учебной работы, что напрямую воздействует на развитие у

дошкольников умения обучаться и в формирование его самостоятельности.

В. В. Давыдов полагал, то, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного

интереса у воспитанников в ходе познания.

Целеполагание в обучении - это установление детьми и воспитателями целей и проблем изучения

в конкретных его этапах. Целеполагание протекает сквозь целый ход образования, исполняя в нем

функции мотивации работы обучающихся, стабилизации учебного процесса и диагностики итогов

обучения .

Работа над целеполаганием подразумевает введение обучающихся в разные степени:

1 степень. Преимущество у дошкольников внешних целей, объединенных с получением

оптимальной оценки, хвалы со стороны воспитателя, либо отца с матерью, запоминанием

определенного использованного материала и т.д.

2 степень. Установка учащимися смысловых целей, соединенных с осмысленным восприятием

использованного материала учебного предмета.

3 степень. Присутствие креативных целей, допускающих осуществление креативных заданий в

процессе исследуемого объекта.

Новые навыки воспринимаются в таком случае, если обучающиеся хорошо понимают стоящие

пред ними проблемы и выражают заинтересованность к предстоящей работе.

Чтобы обучить ребенка целеполаганию, можно применять последующие способы:

– выбор цели упражнения из предложенных педагогом формулировок,

– обоснование подбора цели;

– постановка цели в варианте проблем.

Именно такого рода отношение к целеполаганию считается результативным и прогрессивным.

Планирование рассматривают, как определение очередности переходных целей, учитывая

конечный итог; составление плана с поочередностью действий; осуществление действия по

реализации плана, соотнесение своих действий с целью и исправление ошибок с помощью

учителя.

Прогнозирование связано с предвосхищением результата деятельности, уровнем усвоения его

временных характеристик.

Под контролем понимают правильность и полноту выполнения операций, которые входят в состав

действий. Именно в действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные

функции.

Контроль определяется в установлении соответствия различных учебных действий и требованиям

учебной задачи.

Коррекция - это внесение нужных дополнений и изменений в план работы и способ действия в

случае расхождения эталонов, реального действия и результата.

Саморегуляция выражается в способности к привлечению сил и энергии, к волевому усилию и к

преодолению препятствий.

Формирование произвольности поведения напрямую связано с развитием регулятивных

универсальных учебных действий. Под произвольным поведением следует понимать сознательно

регулируемое целенаправленное поведение. Другими словами, поведение, которое осуществляется

в соответствии с конкретной целью или намерением, образованным самим человеком.

Для того, чтобы выделить критерии оценки сформированности регулятивных универсальных

действий, производится структурный анализ деятельности:

- принятие задачи (правильность принятия задачи как цели, которая дана в конкретных условиях,

сохранение задачи и отношение к ней);

- план выполнения, регламентирующий выполнение действия пооперационально, в соответствии с

заданными условиями;

- контроль и коррекция (ориентирование, которое направлено на соотнесение намеченного плана и

реального процесса, выявление ошибок и отклонений, внесение целесообразных корректив);

- оценка (установление достижения поставленной цели или степени приближения к ней, а также

причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

- мера разделенности действия (разделенное или совместное);

- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности .

Вышеприведенные структурные и функциональные компоненты деятельности, представляют

собой показатели сформированности общей структуры регуляции деятельности. Также к ним

относится такой показатель как вид помощи, необходимый ученику с целью успешного

выполнения действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_u_doshkolnikov_umeniya_planirovaniya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить у дошкольников умения планирования

Федеральный государственный стандарт ставит перед воспитателями и педагогами задачу –

сформировать у нынешних детей, поступающих в школы, такие компетенции: быть

самостоятельным, уметь принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Деятельность

воспитателя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание

условий для самостоятельного открытия знаний, формирование умения делать собственные

выводы, оценки и способность применять знания в новых для учащегося условиях .

Развитие ребенка в системе образования должно быть не только полноценным и всесторонним, но

и самое главное через формирование универсальных учебных действий, на которые современное

образование опирается. Прежде всего, перед всеми воспитателями возникает следующая,

наиглавнейшая задача: научить ребенка учиться, а именно самостоятельности, которая пригодится

каждому в своей жизни. Научить современных детей учиться, это сформировать у них тягу к

новым знаниям, к самостоятельному и непрерывному саморазвитию и, конечно,

совершенствованию себя, как личности.

В настоящее время умение планировать свою деятельность относят к регулятивным УУД, поэтому

мы будем рассматривать в контексте этих умений и навыков.

Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в двух значениях: в

наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ребенка, которые гарантируют

независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия»

считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию

и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта .

Функции универсальных учебных действий:

1.Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность

учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их

достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;

2.Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в

основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения

знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные

виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это

личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно

рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия .

Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных

результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также

алгоритмизация собственных действий .

Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные

учебные действия.

Дошкольное образование подразумевает формирование основных навыков, которые будут

необходимы ребенку в дальнейшей жизни, а также возможности воспитанника к саморегуляции и

принятие ответственности вслед за собственные действия.

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

– обладать способностью устанавливать для себя определенную цель;

– проектировать собственную жизнедеятельность;

– прогнозировать возможные ситуации .

Регулятивные действия гарантируют воспитанникам организацию и планирование их

деятельности. К ним принадлежат:

– целеполагание;

– планирование;

– прогнозирование;

– контроль;

– коррекция;

– оценка;

– рефлексия .

Целеполагание – основной элемент учебной работы, что напрямую воздействует на развитие у

дошкольников умения обучаться и в формирование его самостоятельности.

В. В. Давыдов полагал, то, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного

интереса у воспитанников в ходе познания.

Целеполагание в обучении - это установление детьми и воспитателями целей и проблем изучения

в конкретных его этапах. Целеполагание протекает сквозь целый ход образования, исполняя в нем

функции мотивации работы обучающихся, стабилизации учебного процесса и диагностики итогов

обучения .

Работа над целеполаганием подразумевает введение обучающихся в разные степени:

1 степень. Преимущество у дошкольников внешних целей, объединенных с получением

оптимальной оценки, хвалы со стороны воспитателя, либо отца с матерью, запоминанием

определенного использованного материала и т.д.

2 степень. Установка учащимися смысловых целей, соединенных с осмысленным восприятием

использованного материала учебного предмета.

3 степень. Присутствие креативных целей, допускающих осуществление креативных заданий в

процессе исследуемого объекта.

Новые навыки воспринимаются в таком случае, если обучающиеся хорошо понимают стоящие

пред ними проблемы и выражают заинтересованность к предстоящей работе.

Чтобы обучить ребенка целеполаганию, можно применять последующие способы:

– выбор цели упражнения из предложенных педагогом формулировок,

– обоснование подбора цели;

– постановка цели в варианте проблем.

Именно такого рода отношение к целеполаганию считается результативным и прогрессивным.

Планирование рассматривают, как определение очередности переходных целей, учитывая

конечный итог; составление плана с поочередностью действий; осуществление действия по

реализации плана, соотнесение своих действий с целью и исправление ошибок с помощью

учителя.

Прогнозирование связано с предвосхищением результата деятельности, уровнем усвоения его

временных характеристик.

Под контролем понимают правильность и полноту выполнения операций, которые входят в состав

действий. Именно в действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные

функции.

Контроль определяется в установлении соответствия различных учебных действий и требованиям

учебной задачи.

Коррекция - это внесение нужных дополнений и изменений в план работы и способ действия в

случае расхождения эталонов, реального действия и результата.

Саморегуляция выражается в способности к привлечению сил и энергии, к волевому усилию и к

преодолению препятствий.

Формирование произвольности поведения напрямую связано с развитием регулятивных

универсальных учебных действий. Под произвольным поведением следует понимать сознательно

регулируемое целенаправленное поведение. Другими словами, поведение, которое осуществляется

в соответствии с конкретной целью или намерением, образованным самим человеком.

Для того, чтобы выделить критерии оценки сформированности регулятивных универсальных

действий, производится структурный анализ деятельности:

- принятие задачи (правильность принятия задачи как цели, которая дана в конкретных условиях,

сохранение задачи и отношение к ней);

- план выполнения, регламентирующий выполнение действия пооперационально, в соответствии с

заданными условиями;

- контроль и коррекция (ориентирование, которое направлено на соотнесение намеченного плана и

реального процесса, выявление ошибок и отклонений, внесение целесообразных корректив);

- оценка (установление достижения поставленной цели или степени приближения к ней, а также

причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

- мера разделенности действия (разделенное или совместное);

- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности .

Вышеприведенные структурные и функциональные компоненты деятельности, представляют

собой показатели сформированности общей структуры регуляции деятельности. Также к ним

относится такой показатель как вид помощи, необходимый ученику с целью успешного

выполнения действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность процесса формирования регулятивных

универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет

зависеть от учета воспитателем возрастных особенностей развития воспитанников и

сформированности каждого из составляющих компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить интерес дошкольника к книге

Проблема снижения интереса дошкольников  к  чтению  в  современном  мире  стаит  очень  остро......

Консультация для родителей "Как развить память дошкольника"

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает...

Как сказками развить любознательность дошкольника?

Самое главное — отвечайте на вопросы и не игнорируйте любознательность ребенка. Помните, чем больше он осознает, что его жажда знаний поощряется, тем охотнее будет осваивать новые знания в будущ...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развиии речи дошкольников"

Выступление на тему: "Роль художественной литератупы в воспитании чувств и развитии речи дошкольников"...

Каким образом рисование может помочь развить речь дошкольника

Данный материал поможет родителям освоить новые техники рисования и понять их значение не только для развития творчества, но и для их речевого развития....