педагогический опыт
учебно-методический материал (старшая группа)

Кузнецова Наталья Анатольевна

Материал содержи обобщение педагогического опыта воспитателя по теме:" Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольгого возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_1.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта

Кузнецовой Натальи Анатольевны,

воспитателя  МБДОУ

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема: «Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста»                                            

                                                                                                                                                                                       

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Рисование для детей один из самых любимых видов               деятельности. Но в старшем дошкольном возрасте существует                опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между окружающим миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится некрасиво, а затем и нежелание что-либо рисовать. Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать. 

Использование техники батик в ДОУ способствует снятию детских страхов, развивает у детей уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма,  колорита, мелкую моторику рук, обогащает речь детей.

Под батиком понимается - ручная роспись по ткани.                                        

Это искусство очень древнее, оно возникло еще в Индонезии на острове Ява. Технология батика очень интересна, и она основывается на принципе резервирования. Подобный принцип использовался еще в древности при окраске тканей в африканских странах, Индокитае, Шри-Ланке,  Японии.

Актуальность опыта заключается в том, что именно техника батик позволяет не только получить для ребенка значимый и успешный конечный результат, но делает интересным, увлекательным и сам процесс творчества. Батик - это огромная возможность для детей экспериментировать, пробовать, искать, выражать свои эмоции при помощи цвета.

 

Условия формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В центре внимания  моей  работы - дети старшего дошкольного возраста.  

Я считаю, что использование данной техники в детском саду может быть эффективно, так как она дает возможность использовать различные способы выполнения росписи по ткани ( техника сводной росписи,  холодный батик, узелковый батик и др.); позволяет искать выразительные средства при  передаче образа, прежде всего цветовое решение, построение композиции и др.; дает возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих  практическое назначение.

Основной целью своего опыта я считаю:

  • Внедрение  техники батик  в работу по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения техники батик,  оборудованием для росписи ткани;
  • познакомить детей с технологией выполнения работ в технике батик;
  • побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе  батик.

Развивающие:

  • развивать у детей художественный вкус, творческое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, устойчивый интерес к изобразительной деятельности ;
  • развивать умение правильно создавать композицию, сочетать цвета;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, аккуратности при выполнении работы в технике батик.

Принципы педагогического  опыта:

  • принцип доступности - учитываются возрастные и индивидуальные    особенностей каждого ребенка
  • принцип  научности - детям даются понятия о форме, цвете,       композиции и др;
  • принцип подачи  материала в игровой форме;
  • принцип сотрудничества ДОУ с семьей;

Теоретическая база опыта.

Интерес к проблеме использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста последние годы возрос.

Изданы пособия по использованию техники батик в работе с детьми дошкольного возраста, авторы которых  дают практические рекомендации по организации занятий  с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик.

          Кожохина С.К. представляет методическое пособие «Батик. Все о картинах на ткани». Его можно использовать  в качестве самоучителя для начинающих  «художников» любого возраста и для тех детей, кто уже владеет этой техникой, чтобы расширить их знания и практические навыки.[9]

  Ковалицкая Л.М. («Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет»), рассматривает, как с помощью игры и сказки научить детей расписывать ткань. «Погружаясь в игру, ребенок легко и быстро осваивает этот самобытный вид декоративно-прикладного искусства». [ 8]

Учебно-методическое пособие «Искусство батика для детей 5-7 лет». Абрамовой О.А., представляет наибольший интерес. В нем кратко рассказывается о том , что такое батик, описываются способы и технологии ручной росписи ткани. Говорится о том, что «все способы росписи тканей постоянно совершенствуются. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей». [1]

Проанализировав литературные источники, я пришла к мысли о том, что технику батик можно использовать, как средство развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ.

 Технология опыта.

Обучение технике батик необходимо выстроить последовательно, с учетом постепенного усложнения техники.

В качестве основных этапов обучения  батику я выделяю:

- ознакомительный, где происходит знакомство с понятием батик, с  историей его появления и развития, с видами батика;

- основной,  который направлен на овладение детьми техникой основных видов батика: сводной росписи, холодного и  узелкового батика ;

- творческий,  направлен на поиск различных способов создания рисунка на ткани, на создание новых, оригинальных изделий ,которые можно использовать в повседневной жизни.

Для успешной работы необходимо создать развивающую среду и подготовить необходимые для рисования материалы:

  • Ткани для росписи - шелк, шифон, подкладочная ткань, бязь и др.;
  • Рамки деревянные для натяжения ткани разного размера;
  • Инструменты - кисти, трубочки стеклянные, трафареты, карандаши простые и др.;
  • Красители для батика анилиновые (можно использовать цветную тушь, чернила или акварель);
  • Резерв - состав для закрепления;
  • Клеенки на столы, подставки для красителей, емкости для воды.

Рассмотрим методы и приемы, которые  применялись  при ознакомлении детей с этой  техникой:

1. Метод беседы - направлен на совместное обсуждение работы и предполагает активное участие обеих сторон.

2. Частично - поисковый метод -  направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности детей.

3. Метод проблемного изложения - направлен на активизацию творческого мышления и поиск новых нестандартных решений.

4. Игры и игровые приемы используются в непосредственно образовательной деятельности и создают непринужденную творческую атмосферу, которая способствуюет развитию воображения.

 Рассмотрим технологию работы по  основным видам батика.

Свободная роспись. Данную технику  лучше использовать на начальном этапе обучения, чтобы дети имели возможность увидеть, как взаимодействуют краски с водой и тканью, какие цвета образуются при смешивании красок, как изменяется насыщенность цвета при высыхании. Она схожа с рисованием акварелью.

 Техника  узелкового батика.

1 этап. На ткани завязывается узелок, который перетягивается проволокой или прочной ниткой.

2 этап.  Тщательно прокрашиваются складки узелка краской.

3 этап.  Изделие слегка подсушивается и еще влажным проглаживается.

Техника холодного батика. 

1 этап . Составление эскиза.

2 этап.  Натягивание ткани на (соответствующий по размерам) подрамник. Натяжение должно быть сильным и равномерным.

3 этап. Прикрепленный с обратной стороны ткани рисунок переносится карандашом на ткань. После этого эскиз снимается.

3 этап. Нанесение резервирующего состава. Резерв  препятствует  растеканию краски за границы работы.

4 этап. Окрашивание ткани.         

    При окрашивании работ обязательно используем цветовой  круг Освальда, который помогает правильно различать цвета по светлоте и насыщенности, расположение цветовых тонов в спектре. 

Большое внимание уделяю творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, дни открытых дверей, интеллектуальные игры.

Анализ результативности.

Подводя  итоги работы, по изучению техники батик как средства развития  изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка.

Это подтверждают позитивные результаты проделанной работы: дети приобрели ценный  опыт творческого воплощения своих замыслов, стали инициативнее, научились  более свободно выражать свои мысли в устной речи, использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятиях, так и в свободной деятельности;  многие детские работы отсылались на детские творческие конкурсы.

Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные мониторинга по сформированности  изобразительных навыков в течение  2017- 2018 учебного года.

Исследовались следующие критерии:

  1. Умение создавать новые цветовые тона, путем смешивания цветов

Начало года

Конец года

Сформирован

5 чел.(21,7%)

8 чел.(34,8%)

Частично формирован

12 чел. ( 52,3%)

11 чел.( 47,8%)

Не сформирован

6 чел.( 26%)

4 чел.( 17,4%)

  1. Умение правильно создавать композицию рисунка.

Начало года

Конец года

Сформирован

4 чел (17,3%)

6 чел. (26%)

Частично формирован

14 чел.( 61%)

14 чел.( 61%)

Не сформирован

5 чел.( 21,7%)

3 чел.(  13%)

  1. Использование различных изобразительных материалов и инструментов.

Начало года

Конец года

Сформирован

10 чел.(43,4%)

17 чел.(74%)

Частично формирован

9 чел.( 39,2%)

4 чел( 17,4%)

Не сформирован

4чел.( 17,4%)

2 чел.( 8,6%)

  1. Владение нетрадиционными техниками рисования.

Начало года

Конец года

Сформирован

4 чел.( 17,4%)

8 чел.( 34,8%)

Частично формирован

9 чел.( 39,2%)

8 чел.( 34,8%)

Не сформирован

10 чел.( 43,4%)

7 чел. ( 30,4%)

 ( Приложение 1.)

Мониторинг развития художественно-творческих способностей детей показал, что на конец учебного года изобразительные навыки у детей стали более совершенными.  Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной мной системы методической работы по проблеме внедрения техники батик в изобразительную деятельность старших дошкольников.

Результативность опыта :

-    Разработан и реализован долгосрочный проект для детей средней группы: « Мир природы в батике».

-  Проведен мастер-класс на Республиканской дискуссионной площадке « Ребенок и педагог в современном пространстве дошкольного образования» в рамках Республиканского  образовательного форума 2018 « Образование для всех»;

 -Участие в муниципальном конкурсе исследовательских проектов

 « Инновации в ДОО: мир вокруг нас» - 2 место;

- Мастер-класс в рамках Августовского форума педагогической общественности Рузаевского муниципального района (28 августа 2018 г.);

- Методическая  разработка « Мир природы в батике» опубликована в    международном электронном научно-практическом журнале « Совушка»   (15) 2019 год)  и готовится к публикации в журнале « Народное Образование Республики Мордовия»;

- Проведен  мастер-класс для родителей : « Волшебство маминых рук».

(изготовление салфеток в технике узелкового батика)

Воспитанники группы неоднократно становились победителями в муниципальных и республиканских конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционной техники рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

  Адресная направленность опыта

     Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Приложение 1

Исследуемые критерии:

1.Умение создавать новые цветовые тона, путем смешивания цветов.

2.Умение правильно создавать композицию рисунка.

3.Использование различных изобразительных материалов и инструментов.

4. Владение нетрадиционными техниками рисования.

Начало 2017-18 учебного года

Конец 2017-2018учебного года

Приложение 2

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Узелковый батик»

Тема: « Цветы для Весны»

Цель:

  • Закрепить приемы рисования в технике  узелкового батика, учить детей правильно завязывать узелки на ткани и  составлять гармоничную цветовую композицию.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить представления детей о цветах;
  • формировать умение составлять композицию, используя нетрадиционные техники рисования;
  • развивать художественно-творческие способности у детей;
  • формировать интерес и положительное отношение к рисованию  

Развивающие:

  • развивать речь, память, мышление, воображение, внимание;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетическое чувство к природе, вызывать живой интерес к цветам, желание любоваться ими;

Методы и приемы:

  •   словесный
  •  наглядный
  •  практический

Словарная работа:

  • активизация и обогащение словаря: художник, композиция.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с цветами, выполненных в стиле батик, беседа по теме «Весна», «Цветы», чтение стихотворений о весне и цветах.

Материалы, инструменты, оборудование:

  • Ткань белая шифон;
  • акварельные краски;
  • кисточки;
  • подставка для кисточек;
  • салфетки;
  •  стаканчики-непроливайки;
  •  Крупные пуговицы;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, проходите. У нас сегодня необычное занятие.

 Ко мне пришло электронное письмо:

( запись).

«Здравствуйте ребята, я- Весна! Мне очень хочется поскорее прийти к вам, но зима не торопится уходить. Помогите мне, укажите дорогу !»

-Что нужно сделать, как помочь  Весне? (ответы детей)

— Да, конечно, давайте нарисуем красивые, сказочные цветы, которые растопят снег и укажут дорогу Весне.

— Вы на чём умеете рисовать? (бумага, стекло, снег, асфальт…)

— Я предлагаю нарисовать цветы необычным способом, по-волшебному — на ткани.

- Давайте с вами вспомним, какие бывают цветы (дети отгадывают загадки):

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький

Прячется в валежник

Беленький …..(подснежник)

Вот полянка, вся в цветочках

Словно в светло-синих точках

Соберу здесь для Анютки

Голубые….(незабудки)

Выросли звоночки в ряд,

Жалко только не звонят,

Синие бутончики-

Это….(колокольчики)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый,

Сразу вянет от мороза

Наша нежная …(мимоза)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный… (тюльпан)

- Молодцы, все цветы узнали. Проходите, присаживайтесь, что вы видите на столах? (ответы)

— Да, здесь есть всё, что нам понадобится для работы.

— Давайте вспомним, как называется техника рисования на ткани?

— Техника рисования на ткани называется «БАТИК».

— С какой техникой батика мы познакомились на прошлом занятии?     (Узелковый батик)

-На прошлом занятии волшебный узелок раскрыл нам свои секреты. Давайте вспомним их.

Нужно собрать ткань, завязать ее в узел, затянуть узел как можно туже, расписать ткань красками, осторожно развязать и  у нас получатся цветные дорожки , не похожие  друг на друга, у всех разные, в этом вся прелесть батика

— Посмотрите, какие рисунки получаются. (показ рисунков – образцов)

—  Сейчас мы станем волшебниками,  нарисуем необычные цветы, которые обязательно помогут Весне найти к нам дорогу, приступим.Начнём с самого главного: будем завязывать узелки. Сначала я покажу, а вы внимательно смотрите и запоминайте – сложно, но я уверена, что у вас всё получится. Берём одну пуговицу, накрываем её тканью и зажимаем под крышкой, вот так, другой рукой берём резинку и начинаем крепко – крепко обматывать ниткой ткань вокруг, под пуговкой. Вот какой узелок у меня получился. Предлагаю вам завязать ещё узелки (дети приступают к выполнению задания, я помогаю) 

Воспитатель сопровождает процесс завязывания узелков словами:

Эта трудная работа

Узелки вязать без счёта

Их потом раскрасить нужно,

Чтобы стали полянкой дружной,

И получатся цветы

Небывалой красоты!

— Какие волшебные узелки!

Пальчиковая игра  «Алые цветы»

Наши красные цветки

Открывают лепестки. (Разжать пальцы.)

Ветерок чуть дышит

Лепесток колышет. (Пошевелить пальчиками.)

Наши красные цветы

Закрывают лепестки. (Пальцы сжать в кулачок.)

Головой качают,

Тихо засыпают. (Покачивание кулачками.)

Физминутка

 «На лугу»

1,2,3 1,2,3, выросли цветы (шаги на месте)

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло ( потереть руки о плечи)

Ветерок пролетал, стебельки покачал (раскачивать руки над головой)

Вправо качнулись – низко прогнулись ( наклон вправо)

Влево качнулись – низко прогнулись ( наклон влево)

Ветерок убегай – ты цветочки не ломай ( грозить пальцем)

Пусть они растут растут- ( на носочках куки вверх)

Детям радость принесут ( опустить руки через стороны)

—Чудо-кисточка, проснись, да в водичку окунись. Давайте смочим узелки водой.!Промокните несколько раз получившиеся узелки, и сверху и по бокам. Вот так!

— Мне кажется, одной воды не достаточно, чего-то не хватает нашим

узелкам?

— Что нужно сделать, чтобы узелки стали разноцветными? (предположения детей- нужно раскрасить)

— Конечно, попробуйте добавить красок в них.

— Предлагаю вам пофантазировать с красками для своих цветов, пусть они получатся разные, волшебные.

— Молодцы, а теперь пришло время развязать узелки и посмотреть, что же у нас получилось?

-Какая красота, узелки превратились в настоящие волшебные цветы!

— Ребята, напомните, что есть у цветка? (ответы)

— Предлагаю дорисовать листья, стебли цветам.

Итог .

— А теперь давайте покажем сказочную поляну из волшебных цветов Весне  (выкладывание цветов на полу). Ребята, вот так поляна!

( слайд  Весна на поляне цветов)

— Смотрите, наши цветы уже у показывают Весне дорогу

Весна: « Спасибо ребята большое! Какие у вас получились красивые цветы. Вы мне очень помогли! без вас я бы не справилась и еще очень долго до вас добиралась!»

— На чём  мы рисовали?

— Какую необычную технику мы использовали??

— Что нам для этого понадобилось?

— Что было сложным?

— Большое спасибо, теперь я буду знать, что к вам могу обратиться за

помощью. Вы очень помогли Весне !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....