Календарное планирование в старшей группе по теме "Морские обитатели"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Календарное планирование в старшей группе по теме "Морские обитатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_obitateli.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

План образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Журавушка» с 04.02 по 08.02

Тема недели: «Морские обитатели»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной  деятельности

Итоговое событие: Мастерская «Аквариум для кукол»

День недели,

 дата

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

Создание/организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и развития детской инициативы

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Понедельник

Познавательно – исследовательская деятельность

Тема: «Обитатели водоемов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для: взаимодействия детей; приобретения опыта установления причинно-следственных связей в поисковой деятельности;  выделять общие существенные признаки рыб развивать представления о рыбах, как живых существ, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и. т. п. развивать умение сравнивать, анализировать, наблюдать, делать простые умозаключения

План

1. Водяной письмо прислал: «У меня случилась беда: злая колдунья  похитила моих друзей. Помогите мне, отыщите моих друзей».

 2.  Что случилось с друзьями Водяного. Хотите помощь Водяному?   Как же нам помочь ему вернуть друзей?

3.Где живут рыбы?чем они похожи?  «Кто живет в реке?»

4. Микрогруппы: найдите морских рыб, озерных, аквариумных. Объяснения  детей, почему они выбрали этих рыб

5. Рассели рыб по водоемам

6. Релаксация

Музыкальная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование: Подводный мир

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

Задачи: создать условия для : самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать навыки; продолжать формировать художественные потребности, развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Утро: Утренняя гимнастика Д/И: «Что сначала, что потом»(РЭМП)

Задачи: создать условия для развития умений последовательно выстраивать дни недели, месяцы. Упражнение «Подбери признак»: рыбка (какая?) – аквариумная, речная и пр.Рассматривание альбома «Морские обитатели» Задачи: создать условия для приобретения знаний о морских обитателях.

Прогулка №1 Наблюдение за ветром.

Цель:создание условий для формирования представлений об одном из признаков зимы — метели; для развития умения определять направление ветра.П/и «Караси и щука»

Задачи: создать условие для развития координации движений, быстроты реакции,  совершенствовать основные движения – бег, прыжки. Развивать внимание и ловкость

2 половина дня Гимнастика после сна. «Логопедический час» Беседа – рассуждение «Что если не будет …» Задачи: создать условия для: развития диалогической стороны речи, образного мышления; активизации словаря словами действия. Разучивание пальчиковой  гимнастики «Жил да был один налим».

Прогулка №2. П/и «Выше ноги от земли», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты со снегом и водой (свойства снега и воды?) Наблюдение за погодой. (вечером становится прохладно,  быстро темнеет)

Внесение атрибутов, пособий, наглядности

 Выбор материала к проекту недели Задачи: создать условия для развития представлений  о материалах и источниках,  которые помогут нам больше узнать про рыб.

Центр книги: внести сюжетные картинки, репродукции по данной теме (пейзажи, натюрморты).

Центр науки:

рассматривание глобуса,открыток «Пестрый мир аквариума».

Конструирование

Игры с мелким конструктором и лего по желанию детей

Задачи: создать условия для развития мелкой моторики рук, формирование умения взаимодействовать друг с другом в игре

Рассматривание энциклопедий по теме

Вторник

Речевое развитие

Логопедическое (подгруппа)

Познавательная деятельность(РЭМП)(подгруппа)

Тема: Ловись рыбка большая и маленькая

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе развития познавательной деятельности

Задачи: Создать условия для: развития предпосылки логического мышления, геометрическое воображение: Закреплять понятие числа: формировать осознание того, что количество элементов не зависит от занимаемой ими площади. Знакомить с составом числа 5, закреплять знание цифры 5.

План

1.Игра «Разгадай фокус» Игра выполняется с тремя коробками, в каждой коробке по два шара. 2. Игра «Фокусники») В игре изменяется форма фигуры, а цвет и величина остаются неизменными. 3. Стихотворение с движениями «Рыбка рыбке говорила» 4 .Какой сегодня день недели. 5. Игра «Число» Дети составляют число 5 из элементов пособия «Число» всеми возможными способами. Делается проверка. В конце педагог показывает карточку с цифрой 5, дети встают и рисуют её в воздухе.

6.Релаксация смайлики

Физкультурная деятельность

Утро: Утренняя гимнастика. Поисково – исследовательская деятельность «Разнообразие рыб» Задачи: создать условия для развития представлений  о разнообразии рыб, умение различать их по разным признакам, обобщить знания классификации, среде обитания. Чтение отрывков из  энциклопедии«Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Задачи: создать условия для развития познавательного интереса, образного мышления; памяти

Прогулка №1Наблюдение за погодой.

Задачи: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями погоды,  учить  наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Трудовые поручения: уборка сухих веток.

Задачи: продолжать воспитывать желание выполнять несложные поручения. Сюжетно - ролевая игра  «Рыбаки».Задачи: продолжать формировать у детей реалистические представления о труде разных профессий; развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться. Самостоятельная деятельность детей. Подвижная игра «Рыбак и рыбки».Задачи: совершенствовать прыжки, развивать ловкость и выносливость.

2 половина дня Гимнастика после сна. «Логопедический час» Д/и    «Выбери нужное действие» Задачи: создать условия развития умения понимание значений глаголов с приставками): рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла) и т.д  Ситуативная беседа «Самое интересное морское животное» Задачи: создать условия для: развития диалогической стороны речи, образного мышления; развитие познавательного интереса

Прогулка №2 Трудовые поручения: кормление птиц. Задачи: предложить показать и назвать знакомых птиц, рассказать, чем питаются, почему важно их подкармливать. Д/и «Живая неделя». Задачи: закреплять знания о последовательности дней недели, использовать названия дней недели в речевых конструкциях. П/и «Водяной». Задачи: упражнять в беге приставным шагом, учить избегать столкновения. Игровая деятельность по интересам детей

Организация выставки книг по теме проекта

Задачи: создать условия для приобретения опыта организовывать выставки книг

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях

Коррекция мелкой моторики (работа со шнуровкой, упражнения в закрашивании форм)

Изготовление рыб из бумажных круглых тарелок.

Среда

Речевое развитие

Логопедическое(группа)

Развитие связной речи

 Тема: Пересказ рассказа И. Гурвича «Лёвушка – рыбак».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности.

Задачи: Создать условия для развития умения  пересказывать текст с использованием выразительных средств автора; развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать; продолжать работу над звукопроизношением.

развития у детей умения работать в подгруппах (умении слушать друг друга и т.д.); активизации речевой активности;- совершенствования грамматического строя речи;овладения связной монологической речью

План

1.Рассмотрите картинки, вспомните названия рыб, изображённые на них. Разделите эти названия на слоги.

2.Чтение рассказа , беседа по вопросам

3. упр «Ерши».На реке камыши (встают  на носочки, поднимают руки вверх)

Расплескались там  ерши  (Прыгают)

Круг постарше  (руки вверх) 

Круг помладше полуприсед.

Круг совсем малыш  

4. Придумай слова на звук.

5. Релаксация. Смайлики   

Музыкальная деятельность

Утро: Утренняя гимнастика.

Решение проблемного вопроса: «Почему рыбы могут быть опасными?»Задачи: создать условия для: развития  умений рассуждать; развития представлений о безопасном поведении возле водоемов

Д/И «Отгадай и покажи»Цель: создать условия для развития умения находить  морских обитателей на атласе, развивать внимание, наблюдательность. Дежурство по занятиям. Задачи: осуществление самопроверки по результатам уборки после занятия.

Прогулка №1 Рассматривание следы на снегу.Задачи: развивать умения находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ. П/и «Уголки»,  «Колечко».Задачи: совершенствовать умение детей точно выполнять игровые действия; развивать творчество в двигательной деятельности.

Уборка веток на участке. Игровое упражнение  «Перепрыгни» (Варя, Антон, Андрей).Задачи: развивать умения детей выполнять прыжок в высоту с разбега, с места, повышать двигательную активность детей.Д/ игра «Исключите слово».Задачи: формировать умение объединять предметы в группы по заданному признаку, выделять лишний предмет. Развивать логическое мышление.

2 половина дня Гимнастика после сна. «Логопедический час» Составление рассказов « Как я ходил на рыбалку»  Задачи:  создать условия для: развития умения составлять рассказ из личного опыта, последовательно рассказывать о том, как рыбачили

Коррекция мелкой моторики (работа с трафаретами, вырезывание из бумаги, выкладывание счётных палочек по образцу)

Прогулка №.2 Д/и «День, ночь – сутки прочь» ( Тимофей., Саша): закреплять умение ориентироваться во времени, правильно называть части суток. Пальчиковая игра «Осьминожки» (развитие мелкой моторики).

Настольные игры о животных «Зоологическое лото» Задачи: создать условия для: развития  умений взаимодействовать в подгруппе детей

 Игры с узыкальными инструментами.

Задачи: создать условия для развития умений определять высоту и звучание звука (высокий, низкий; громко, тихо)

Центр ИЗО:  рисование ладошками «Веселые осьминожки» Замира, Алмаз, Соня

Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм. Выставка рисунков по теме.

Четверг

Познавательная деятельность(РЭМП)

Тема: «Ловись рыбка большая и маленькая».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе развития познавательной деятельности

Задачи: создать условия для: умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

-закреплять знания о геометрических фигурах; упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; чувство уверенности в своих знаниях.

развивать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Конструирование «Аквариумные рыбки» оригами. Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности.

Задачи: создать условия для  развития умений работать с бумагой и инструкцией, взаимодействовать в подгруппе детей.

План

1.Куклы завели себе аквариум. а рыб нет . Они просят заселить рыбами.

2. Каких аквариумных рыб знаете.

3.Предложить схемы изготовления разных рыб. Дети выбирают схемы, материал

4. Релаксация. Аквариум для рыб

Физкультурная деятельность

Утро: Утренняя гимнастика. Загадки об обитателях морских глубин. Задачи: создать условия для развития памяти, образного и логического мышления, связной речи. Труд в природном уголке Задачи: создать условие для развития умений ухаживать за комнатными растениями (полить цветы, прорыхлить землю, убрать сухие листья) Ситуативный разговор «Почему рыбы живут в разных водоёмах?»

Прогулка №1 Наблюдение за снегопадом. Расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы. Со Стасом, Миленой- игра «Кто как передвигается»С  Сашей, Антоном, Аленой- закреплять прыжки на одной ноге.

П/и «Рыбаки и рыбки»-развивать ловкость

2 половина дня Гимнастика после сна. «Логопедический час» Д/и  «Сколько гласных звуков в слове?»Задачи: создать условия для развития  умений делать звукобуквенный анализ слов

СР/и  «Рыбаки».Задачи: создать условия для  развития умений действовать с воображаемыми предметами; использовать предметы – заместители. формировать у детей реалистические представления о труде разных профессий; развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться.

Прогулка №2П/и «Удочка»: Задачи: развивать ловкость, координацию движения, внимание. Беседа «Зачем нужны правила?». Задачи: предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить правила, которые необходимо выполнять.

Выкладывания из плоского конструктора силуэты животных

Задачи: создать условия для:  развития конструктивного мышления; закрепления геометрических фигур

Вырезывание изображений рыб по шаблону.  Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру 

Самостоятельная деятельность детей на прогулке.

Вынести атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм.

рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных)

обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

Пятница

Социально-коммуникативное развитие:

Представление о мире и рукотворных материалах

Тема: Социально-коммуникативное развитие  «Вода и ее обитатели» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

Задачи: создать условия для: развития знаний об обитателях морских глубин, о том, что на земле существует много морей. Расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов. Поощрять стремление задавать познавательные вопросы. Умение высказывать собственные суждения, развитие навыков работы в команде, стимуляция творческого мышления.

План

1.Как вы думаете, какие водоемы можно встретить в нашем крае?

 2. Предложить детям взять картинки, которые подойдут к слову «Рыба» 

 3.Загрязение водоемов. Презентация

4.Очистка воды через фильтр.опыт

5. Релаксация

 «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка Тема: «Обитатели водоемов» пластилинография 

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

Задачи:  создать условия для: развития умения рисовать пластилином, размазывая его по поверхности картона, развития умения передавать в лепке характерные   детали морских животных,  развития умений применять приёмы лепки: раскатывания, вдавливания, растягивания, сплющивания- развития мелкой моторики  и координации движений рук, глазомера, чувства формы и композиции;

Логоритмика

Утро: Утренняя гимнастика.  Чтение рассказа В. Бианки «Где раки зимуют». Задачи: продолжать воспитывать усидчивость, желание слушать чтение произведения, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Беседа «Кто живёт в морях и океанах?». Задачи: продолжать знакомить детей с водными обитателями, расширять кругозор, активизировать речь. Пальчиковая гимнастика «Осьминожки». Цель: развивать мелкую моторику.

Прогулка №1Наблюдение за погодой.

Задачи: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями погоды,  учить  наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Трудовые поручения: заготовка талой воды для полива комнатных растений.Задачи: рассказать о свойствах талой воды, о пользе её для полива комнатных растений. Самостоятельная игровая деятельность. П/и «Море волнуется».

Задачи: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

2 половина дня Гимнастика после сна. «Логопедический час» Работа в центре природы: опыт «Очистка воды». Задачи: продолжать знакомить с разными способами очистки воды, рассказать, какие способы м/но применять в домашних условиях.

- С/р игра «Моряки». Задачи: учить самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

Прогулка №2 Коллективный труд «Наведение порядка в игровых зонах»

Задачи: создать условие для развития умение  самостоятельно наводить порядок в игровых зонах. Инд. р по коммуникации с Данилом., Вероникой, Тасей.Задачи: развивать активный и пассивный словарь, фонематическое восприятие, звукопроизношение дид. игра «Речевое лото».Настольно-печатные игры по выбору детей.Задачи: развивать наблюдательность, внимание, умение замечать сходство и различия в предметах, активизировать словарь.

Предложить раскаски по теме

Задачи: создать условия для развития умений раскрашивать не выходя за контур, без пропусков

Просмотр мультфильма «Подводная братва».

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование в старшей группе на сентябрь

Календарное планирование на сентябрь...

Календарное планирование в старшей группе на лето

Календарное планировнаие в старшей группе на лето....

Календарное планирование в старшей группе

Полное планирование на неделю по теме «Я и моя семья. День матери»...

Календарное планирование в старшей группе по лепке и аппликации.

Художественно - эстетическое развитие в старшей группе. Лепка/ рисование. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г....

Календарное планирование в старшей группе

Календарное планирование в старшей группе на ноябрь месяц...

Календарное планирование в старшей группе.

Календарное планирование для старшей группы....