инновационная деятельность с родителями в доу
статья

Понкратова Любовь Петровна

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_s_roditelyami_v_dou.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

– информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, брошюры, выставки детских работ, фотовыставки);

– индивидуальные (беседы, консультации);

– коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Но сегодня хочется подробно поговорить о нетрадиционных формах взаимодействия, которые можно разделить на следующие группы:

1. Информационно-аналитические формы работы, их цель: сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

  • Проведение социологических опросов;
  • Анкеты;
  • Индивидуальные беседы;
  • Картотеки и Педагогические копилки: родители для педагогов;
  • «Почтовый ящик»

2. Наглядно-информационные формы работы, целью которых является знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

 Выпуски семейных газет и плакатов, информационный родительский уголок, , выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек:

 Дни открытых дверей группы, просмотры занятий, режимных моментов:

 Прайс-листы:

 Мини-библиотека:

 Интернет-страничка для родителей:

3. Досуговые формы работы, целью которых является установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

 Праздники:

  • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как спортивные досуговые мероприятия, спектакли или экскурсии.
  • Выставки совместного творчества.
  • Совместные проекты.
  • Семейный фото-стенд, фото-выставка.
  • Выставки семейных коллекций.

4. Познавательные формы работы, их цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

  • семинары-практикумы;
  • педагогический брифинг;
  • педагогическая гостиная;
  • устные педагогические журналы;
  • педагогическая библиотека для родителей;
  • проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Кроме перечисленных выше нетрадиционных форм хочется сделать акцент на таких видах взаимодействия с родителями как:

Онлайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.

Безусловно, участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.

Оформление летописи. Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил.

Это происходит с помощью записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеофрагментов и фотографий организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы» и др.

Такая работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает каким бывает воспитанник дома.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Собрание семейных клубов близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей "Минутки безопасности"

В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательн...

Консультация для родителей по инновационной деятельности «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»

И в десять лет и в семь и пятьВсе дети любят рисоватьИ каждый смело нарисуетВсе,что его интересует....

Совместная деятельность с родителями и детьми 5-6 лет, использование инновационных технологий в оздоровлении детей

в этом материале я описала, какие технологии в оздоровлении детей, я использую в своей группе....

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная деятельность Игровые технологии в организации сотрудничества с родителями в процессе художественной деятельности детей в ДОУ

Возрастание роли семейного и общественного воспитания в новых со- циально-экономических условиях привело к необходимости активного вклю- чения родителей в единое образовательное пространство, к ...

Методическая разработка по инновационной деятельности для родителей ДОУ по теме "Стихи и сказки на песке"

Методические рекомендации для родителей ДОУ по разучиванию стихов и сказок на песке....