Статья "Планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию"
статья (младшая группа)

Слащева Елена Александровна

Составление плана опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slashcheva_e.a.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»

(структурное подразделение)

Адрес:111538 ,г.Москва , ул.Вешняковская,  д.27а.

тел./факс:8(499)373-95-10,  8(499)373-78-10, 8(499)373-75-63; е-mail: dr6f@dszn.ru

Статья:

 « Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию»

 

                                                                                                          Выполнила: воспитатель Слащева Елена Александровна

                                               

                                             Москва, 2019

"Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам"
Ральф Уолдо Эмерсон.

    От рождения всякий ребенок, здоров ли он или с особенностями - уже исследователь. Природа дала ему жажду познания окружающего мира.  Стремление исследовать, наблюдать, самостоятельно знакомиться с ближайшим окружением – главные черты обычного детского поведения. Исследовательская активность  - естественное состояние ребенка. Поэтому в процессе исследовательского поведения происходит психическое развитие ребенка. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Знакомясь с предметами и явлениями, у малыша развиваются органы чувств. Активизируются самостоятельность  и свобода действий с предметом, развиваются умственные возможности ребенка. Малыш испытывает радость от свободной деятельности.   Восприятие мира ребенком в раннем возрасте идет через чувства и ощущения. Познавая предмет, ребенок сначала соприкасается с внешними его признаками: величиной, формой, цветом, температурой, фактурой. Л.С. Выготский когда-то сказал, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Со временем малыш начинает задавать вопросы о сущности и закономерностях предметов и явлений. С этого момента мы можем не давать ребенку готовую информацию, а совместно с ним быть участниками небольших экспериментов, помогающих ответить на детские вопросы и рождающих маленьких исследователей.  Древнекитайская мудрость гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Роль экспериментатора ребенку очень близка. В раннем возрасте детям присуще наглядно-действенное мышление, а основой его является эксперимент. Таким образом, в первые три года жизни практическое экспериментирование является ведущим способом познания мира ребенком.

Воздействуя на предметы и явления окружающего с  целью познания и освоения, ребенок учится самостоятельности в практических действиях, развивает в себе познавательную активность. Накапливая багаж знаний о предметах, малыш стремится познать окружение не только вширь, но и вглубь. Он получает новые знания, ставит новые цели и преобразует предметы.  В экспериментировании с предметами ближайшего окружения происходит саморазвитие ребенка. И, если лишить ребенка возможности исследовать окружающее, его психическое развитие, в лучшем случае, замедлится, и ребенок не получит необходимых представлений о свойствах предметов и явлений окружающего. Мало того, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Поэтому с раннего детства необходимо знакомить ребенка не только с предметным миром, но и с миром природы, формирующим познавательный интерес малыша, развивающим наблюдательность, активизирующим эмоциональность.

Дети раннего возраста открыты и непосредственны. Они легко привлекаются к совместной  с педагогом деятельности. Они с удовольствием обследуют предметы, бумагу, песок; экспериментируют с водой: красят ее, замораживают, разливают; наблюдают, как  снег превращается в воду, узнают, что камни тонут в воде, а бумага нет – кораблики плавают в ванночке. Задача любого взрослого, поддерживать в юных исследователях желание делать открытия, постоянно узнавать новое о знакомых предметах и явлениях.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами бумаги, воды и песка. Мы проводим опыты с магнитами, мыльными пузырями.

Зимой мы знакомимся со льдом, снегом. Ранней весной наблюдаем за сосульками, чуть позже за ручейками, сажаем «огород» на подоконнике, летом отслеживаем изменения в жизни растений на грядках.  Дети замечают появление из набухших почек нежных зеленых листочков. А осенью отмечаем разноцветие листьев в букете.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, в организации экспериментальной деятельности мы ориентируемся на эмоциональную окрашенность опытов, культивируем желание действовать самостоятельно и в команде. Ориентируемся на принцип повтора, предлагая детям исследовать одно и то же свойство предмета в разных сочетаниях.

Проведя анализ нервно-психического развития наших детей, мы отметили незначительность познавательной активности, низкий уровень самостоятельности, незнание способов действия с предметами.

Отсутствие благоприятных условий для развития самостоятельности при ознакомлении с ближайшим окружением, наблюдательности, исследовательских способностей, показало необходимость начать экспериментальную деятельность с детьми уже в раннем возрасте.

Изучая литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что опытно – экспериментальная деятельность в раннем возрасте, должна учитывать классические принципы построения и проводиться в гибкой системе, адаптированной к специфике данного возраста.

Предлагаемый нами материал для детского экспериментирования связан с жизнью детей и плавно перетекает в игру. Каждый ребенок личностно эмоционально заинтересован в экспериментальной работе с предлагаемым материалом. Объекты опытной деятельности доступны детям и безопасны. В ходе исследования дети решают проблемную ситуацию: помогают кукле Кате постирать платочки, котенку Кузе собрать камушки и перышки в корзиночки и прочее.

  Первые занятия по детскому игровому экспериментированию дают начальные представления о свойствах изучаемого объекта, возможных способах действия с ним: «Вода»:  дети узнают, что вода течет из крана (переливается из емкости в емкость), может пролиться. Водой дети моют руки, умываются. Руки и лицо становятся мокрыми, мы вытираем их полотенцем. Полотенце становится влажным, вешаем его сушиться.

Затем, на последующих занятиях, опытным путем дети узнают, что вода бывает теплая и холодная – разной температуры, если воду вынести на мороз, то она превратится в лед (замерзнет); вода не имеет цвета (бесцветна), но если ее окрасить, она становится цветной; вода не имеет вкуса, но, если в нее добавить сахар, она станет сладкой, а если ее посолить она станет соленая; если в воду опустить предмет, он станет мокрым; одни предметы плывут по воде (эти предметы мы можем назвать легкими), другие предметы – тонут (эти предметы - тяжелые).

Аналогичная работа проводится с песком, камнями, бумагой, снегом. Весной наблюдаем за ростом лука на подоконнике, набуханием и раскрытием почек на веточках тополя (березы), стоящих в вазе. Замачиваем бобовые, наблюдаем за появлением хрупкого белого корешка,  сажаем их на огороде. Затем ухаживаем и наблюдаем до сбора урожая.

В процессе организованной деятельности по детскому игровому экспериментированию показываем практическую ценность полученных знаний. Накопленный опыт систематизируем  и обобщаем. Помогаем детям правильно использовать их в различных бытовых ситуациях.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

    

Время проведения

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1. «Свойства песка»


Познакомить детей со свойствами  песка  (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы). Развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

2. «Почему получается или не получается куличик»

Ознакомление со свойствами песка. Если песок сухой, сыпучий - из него нельзя построить куличики, а если песок влажный, не сыпучий- из него можно построить куличики.

3. «Песок и глина»

Познакомить детей со свойствами песка и глины. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

4. « Дорожки и узоры из песка»

 Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать узор. Из мокрого – нет.

Октябрь

1. «Озеро»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением. Движение воздуха - это ветер, различать его силу.

2.  «Как работает воздух»

Показать детям, как воздух может поддерживать предметы.

3. «Летающие воздушные шары»

 Выяснить свойство воздуха в шарах. Воздух выходит из шарика и шарик летит.

«Игры с трубочками (соломинки)»

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими.

Ноябрь

1. « Какая она, вода?»

 Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

2. «Вода – волшебница».

Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Воспитывать бережное отношение к воде.

3. «Разноцветная водичка».

Продолжать знакомить со свойствами воды. Вода прозрачная, но может менять свою окраску.

4. . «Превращение воды в хрустальные льдинки».

Познакомить  со свойством воды (замораживание). Развивать умение делать выводы.

Декабрь

1. «Знакомство с бумагой»

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

2. « Бумага для рисования»

Научить определять качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

3. «Бумага мнется»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Определять качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4. «Чудесный мешочек»

Познакомить с органами чувств и их назначением.

 Январь

1. «Каков он, снег?»

В процессе экспериментирования познакомить детей со свойствами снега.

2. «Мы снежинки»

Показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

3. «Свойства снега »

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

4. «Вода из снега»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры.

Февраль

1. «Избушка изо льда»

Знакомство со свойствами льда

2. «Лед в воде»

Показать, как лед может таять в воде в зависимости от количества или качества и размера

3. «Цветные льдинки»

Показать, как краска растворяется в воде и замерзает при низких температурах

4. «Мороз, снег, лед»

Закрепление знаний о свойствах воды, снега и льда

Март

1. «Легкий и тяжелый»

Рассказать, что предметы бывают разные по весу, научить группировать предметы легкие-тяжелые

2. «Тонет, не тонет, плавает»

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

3. «Что тяжелее?»

Сравнить свойства песка, камня в воде.

4. «Перышко»

Показать, что перо легче воздуха и воды(плавает на поверхности)

Апрель

1.  «Сажаем лук»

Рассказать о луке и что необходимо для роста растений

2. «Проращивание фасоли»

Расширить представления о росте растений. Особенности проращивания фасоли

3. «Веточка березы»

        

Наблюдение за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. Рассказать о  потребности растения в тепле.

4. «Свет повсюду»

Рассказать,  что источники света могут быть природные и искусственные

Май

1.  «Огород у окна»

        

Дать представление о возможности взращивание лука из луковицы при наличии необходимых условий

2. «Солнечные зайчики»

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности

3. «Мыльные пузыри»

Познакомить детей со свойствами мыльной воды и научить их самостоятельно пускать мыльные пузыри

4. «Играем с губкой». 

Знакомство со свойствами губки. Научить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

  Благодаря целенаправленной работе по опытно - экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Происходит становление их эмоционального статуса. Развиваются такие психические процессы как восприятие, внимание, память, формируются понятийный и речевой аппараты, углубляются знания и представления об окружающем. Оттачивается общая и мелкая моторика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"

Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Воспитание дошкольников в условиях Центра содействия семейному воспитанию посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...

Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...