«Мнемотехника в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
презентация к уроку (старшая группа)

Бойназарова Гульнора Саиджоновна

Мнемотехника––это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речи». Бойназарова Гульнора воспитатель МКОУ Сокурская СОШ структурне подразделение"Радуга"

Слайд 2

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи "

Слайд 3

Актуальность 1. мнемотехника облегчает детям овладение связной речи ; 2. применение мнемотехники , использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт ; 3. приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания информации ; 4. ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно следственные связи , делает выводы ; 5. дети , владеющие средствами наглядного моделирования , в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения

Слайд 4

Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 5

Задачи. 1 . - помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем ; 2. - обогащать словарный запас детей ; 3. - учить последовательности , логичности ; 4. - развивать мышление , внимание , воображение , речеслуховую и зрительную память ; 5. - развивать мелкую моторику у детей .

Слайд 6

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

Слайд 7

ЭТАП АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: Первый этап обучения —занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц .

Слайд 8

Второй этап обучения — занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.

Слайд 10

Третий этап обучения — занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц , картинных планов, карточек — символов.

Слайд 11

Сравнительное описание СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Слайд 12

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Слайд 13

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

Слайд 14

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы 1.РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ(персонаж , место, модель рассказа) 2.ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ 3.КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ 4.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ( ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ) 5.САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА

Слайд 15

Четвертый этап - Итоговый -обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности .

Слайд 16

Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников с использованием схем, знаков, символов.



Предварительный просмотр:

Доклад

1 Слайд. Бойназарова Гульнора воспитатель МКОУ Сокурская СОШ структурного подразделения "Радуга"

2 Слайд Мнемотехника--это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Слайд 3 -Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Слайд 4 Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 5 Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи:

-обогащать словарный запас детей;

-учить последовательности, логичности;

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

Слайд 6 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 7 Активное обучения мнемотехике детей состоит из четырех этапов. Задачи первого этапа. Составление простых распространенных предложений по схемам.

Обучение детей умению задавать вопросы, опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.

Слайд 8 Задачи второго этапа обучения.

1.Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по схемам и мнемотаблицам.

2.Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.

3.Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и серии картин.

4. Придумывать загадки по моделям, схемам.

Слайд 9 Например. Уважаемые коллеги, хочу Вас попросить составить небольшой рассказ по данным опорным картинкам.

Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются  на санках, на коньках, лепят снеговиков.

Слайд 10 Задачи этапа третьего этапа

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, рассказы из личного опыта.

Слайд 11. Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Слайд 12. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка

умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, основную часть и его конец. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Слайд 13 Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине с помощью мнемотехники состоит из 3-х этапов:

*выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

*определение взаимосвязи между ними;

*объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 14 1. РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ (персонаж, место, модель рассказа)

2.ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ

3.КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

4.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)

5.САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА

Слайд 15 IV - Итоговый этап. это-обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.

Слайд 16 Уважаемые коллеги. Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма  в развитии связной речи дошкольников с использованием мнемотехники. Мпасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Проект «Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития связной монологической речи»

Данный проект направлен на развитие у старших дошкольников одного из направлений работы по развитию речи - развитие связной монологической речи через сочинение сказок....