методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsiy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Одним из таких преобразований является принятие документа «Профессиональный стандарт педагога». Часть пятая данного документа определяет профессиональные компетенции педагога дошкольного образования. В частности пункте 8 определено, что педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранять и укреплять их здоровье, поддерживать эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве.

 Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.  Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

        В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

        Наблюдения показывают, что работа, организуемая по эмоциональному развитию, позволяет детям успешно проходить социальную адаптацию, эмоционально наполняет  жизнь ребенка,  оказывает ему помощь в осознании эмоций и их регуляции. 

Основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение. Наблюдая за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, понять причины затруднений и найти средства их преодоления.  

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных,  приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

В своей работе по эмоциональному развитию детей мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
  2. дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
  3. совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

    4. способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Для решения поставленных задач используем  различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игровые занятия, дидактические игры.        

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываем  зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающую среду в группе постоянно пополняем  развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями,  атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

        В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, природного материала вырезая из бумаги и т. д.

        В группе есть минибиблиотека - книги и иллюстрации к сказкам, произведениям.  Дети могут рассматривать книги,  рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с календарно-тематическим планированием.

                 Театрализованная деятельность.  Для развития эмоций в своей работе используем театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираем как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

        Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе мы  используем музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения.  С детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности используем музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

          Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отводим  художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения. На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

     Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей  помогают игры. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей  и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности. В группе имеется картотека игр на развитие эмоциональной сферы ребенка.   

     Игры очень увлекательны и дети с огромным удовольствием в них играют. Эти игры можно использовать для индивидуальной и групповой деятельности детей.

     Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы не только учат определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и могут быть использованы для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции.

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ. В  группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста.

К - 1           Игра "Эхо".Цель — настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания.Тот, кто сидит справа от м...

«МУЗЫКА И ТЕАТР - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспит...

Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Работа с родителями по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.

Статья о необходимости воспитания эмоций у детей дошкольного возраста с ТНР....