Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
методическая разработка (подготовительная группа)

Сенина Лилиана Николаевна

       Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает  самобытность, художественный  гений  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту  взглядов  и чувств; воспитывает  лучшие  черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому  долгу, Родине,  честность,  богатырскую силу  и  оптимизм.

       Мы считаем, что очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она увлекает дошколят национальным колоритом. Народное декоративно - прикладное искусство и сейчас неотъемлемая часть жизни и повседневного быта россиян. Знакомство ребенка с русским декоративно - прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и после-довательности, наглядности, индивидуального подхода в обучении      и   художественном развитии  детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»

« Только  тот, кто  любит, ценит и                                                                                                                                            уважает накопленное и сохраненное                                              предшествующим  поколением,                                                     может любить Родину, узнать ее,                                                                         стать подлинным  патриотом ».

Русский поэт, академик Сергей  Михалков.

       В современном обществе воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству и национальной  культуре.

       В Программе «От рождения до школы» /под редакцией профессора Николая Евгеньевича Вераксы/ в разделе Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» четко прописано о необходимости формирования у детей старшего дошкольного  возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому  сообществу.  

       Чтобы сформировать патриотические чувства и развивать личность ребенка через художественное творчество необходимо реализовать следующие  задачи :

      1.создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая среда: народные игрушки, куклы в русских костюмах, предметы русского быта, иллюстрации, художественная литература);

      2.показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

     3.развивать умение видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

     4.формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

     5.создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне непрерывной образовательной деятельности; организовывать вместе с детьми выставки детских  работ;

      6. осуществлять индивидуальный подход к   детям.

      Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в рамках нравственно-патриотического воспитания в ДО является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных  областях  искусства.

       Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает  самобытность, художественный  гений  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту  взглядов  и чувств; воспитывает  лучшие  черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому  долгу, Родине,  честность,  богатырскую силу  и  оптимизм.

       Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

       Мы считаем, что очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она увлекает дошколят национальным колоритом. Народное декоративно - прикладное искусство и сейчас неотъемлемая часть жизни и повседневного быта россиян. Знакомство ребенка с русским декоративно - прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и после-довательности, наглядности, индивидуального подхода в обучении      и   художественном развитии  детей.

      Окружающие детей в группах ДО  предметы, воспитывающие в них чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет дошколятам понять, что они – часть великого   русского   народа.

        Вместе с тем, хочется отметить, что в нашей современной Школе Перспектива, укомплектованной самым современным интерактивным оборудованием, педагоги решают задачи патриотического воспитания с помощью средств ИКТ. Так, работая с Программой «1 С. Дошкольное образование 6-7 лет.», в разделе «Социально-коммуникативное развитие ребенка», в дошкольных группах мы используем следующие формы работы: слайд-шоу, интерактивные задания, интерактивные раскраски, развивающие игры, а также интерактивные экскурсии по темам «Родная страна», «Знакомлюсь с народами России», «Традиционные народные костюмы России», «Государственные символы», «Золотое кольцо», «Достопримечательности и музеи Москвы», «Календарные и народные праздники России». Авторы и разработчики информационного продукта «1 С. Дошкольное образование.» предоставили возможность современным дошколятам узнавать о родной стране с помощью интерактивных форм работы, что очень эффективно и увлекательно.

       Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми  мы знакомим   детей в ДО,   раскрывают  перед   ними   богатство   культуры народа, помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые  от поколения к поколению, учат  понимать  и  любить  прекрасное.

        Все дошкольные группы Школы Перспектива имеют уголки Родины и центры декоративно-прикладного творчества, которые наполнены яркими народными игрушками и посудой, картинками и книгами о предметах русского быта, образцами декоративной  росписи. Яркие цвета узоров, ритм их чередования, форма привлекают детей и вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Для этого мы – педагоги более глубоко изучаем опыт народных мастеров, чтобы овладеть навыками изображения народного орнамента. Педагоги дошкольного отделения проводят работу с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам росписи изделий  русского  быта, а также  костюма.

      Беседуя с детьми во время непрерывной образовательной деятельности о народном искусстве, мы сообщаем о том, как создают глиняные или деревянные игрушки русские мастера                из сел Дымково, Жостово, Филимоново, Богородское, Гжель, Семеново, Полховский Майдан, как возникает резной узор на деревянной доске или на бересте, как нарядна роспись жостовских подносов. Расширяя свой кругозор и активный словарь, дети узнают это в ходе тематических бесед.  К каждой беседе педагоги готовятся заранее. Рассказ должен быть краток, содержателен и эмоционален. Одновременно с показом образцов, таблиц по народной росписи мы знакомим детей с народными изделиями, имеющимися в ДО: посудой, игрушками, народными куклами, картинками, фотографиями, книгами  и  т.д.

       Наши педагоги устанавливают определенную последовательность выполнения каждого творческого задания  с детьми:

а) ознакомление детей с художественными особенностями народных  образцов;

б)  рассказ о том, из какого материала выполнено то или иное изделие;

в) самостоятельное   выполнение   творческого   задания   детьми;  

г) оформление   интерьера группы  или  холла дошкольного отделения  детскими   работами  и использование их в играх в качестве  сувенирных  подарков.

       Итак, работая по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, мы успешно развиваем  своих воспитанников и решаем эту задачу через народное декоративно-прикладное искусство. А для наших дошколят это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики пальцев рук, мышления, воображения, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями  народных  мастеров.

Сенина Лилиана Николаевна,

ГБОУ  Школа  Перспектива

Дошкольное отделение «Знайки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...

Выступление по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Описание слайдов к презентации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Мастер-класс "Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

quot;Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет ...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...