Конспект специально организованной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое денег"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Насекина Ольга Михайловна

Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся  с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей  расширяются  круг известных слов, углубляются  уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения. Методическая разработка представлена 1.03.2019г. с детьми подготовительной группы на семинаре-практикуме для педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках деятельности базовой площадки по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx504.62 КБ

Предварительный просмотр:

                

                                                                                                   Приложение 3

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ

Образовательная область – Познавательное развитие

Составитель:                  

Насекина Ольга

Михайловна, воспитатель

МДОБУ №4 Лукоморье»

г. Соль-Илецк, 2019


АННОТАЦИЯ

Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся  с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей  расширяются  круг известных слов, углубляются  уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения. Методическая разработка представлена 1.03.2019г. с детьми подготовительной группы на семинаре-практикуме для педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках деятельности базовой площадки по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка…………………………………………….

4

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:…………………………….

6

1)

организационно-методическая информация…………………….

6

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей……………………...

10

3)

дальнейшая разработка темы……………………………………..

14

III.

Список литературы………………………………………………...

16

IV

Приложение………………………………………………………...

17


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

XXI век – время, в котором идет интенсивное развитие рыночной экономики. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с ее законами. И если мы, начиная с дошкольного возраста, будем знакомить с такими экономическими понятиями как «деньги», «товар», «рынок» и др., то – это непременно принесет пользу ребенку, и в будущем он наверняка сможет разумно устроить свою жизнь.

Но как понятно рассказать об этом дошкольнику?! На мой взгляд, знакомство с экономикой начинается с самого элементарного и доступного, с чем ребенок сталкивается ежедневно с самого раннего возраста. Это – деньги. И здесь на помощь приходит игровое занятие! Такое занятие, помимо решения основной поставленной задачи – элементарное ознакомление с законами экономики, объединяя, ставит и решает задачи других образовательных областей, интегрируемых в основной образовательной деятельности в ДОО. Игровое взаимодействие с детьми в организованной деятельности не только доставляет детям радость и удовольствие, но и помогает применять знания экономического содержания в других развивающих направлениях, таких как:

- познавательное развитие (развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления);

- речевое развитие (пополнение словарного запаса, формирование культуры общения, развитие образного, элементарного абстрактного мышления, умение находить причинно-следственные связи);

- социально-коммуникативное развитие (умение предлагать и обосновывать свою точку зрения в различных проблемных ситуациях, умение вести разумный диалог, договариваясь между собой; выполнение задания в условиях соревнования; воспитание эмоционально-положительного отношения и интереса к деятельности экономического характера);

- художественно-эстетическое развитие (интонационно-выразительное чтение художественной литературы, развитие творчества, воображения, способностей в продуктивной деятельности).

На занятии экономического содержания педагог ставит основную цель: в занимательной форме познакомить ребенка с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. Именно игра является наиболее удобной и доступной формой, с помощью которой дети могут разобраться с часто встречающимися в жизни словами, понятиями, связанными с практической экономикой. Объяснение, в процессе игры помогает не только проще понять, какое содержание заложено в интересующем слове, но и сделать изучение экономики увлекательным занятием, расширить круг известных слов, углубить уже имеющиеся у ребенка представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., сформировать экономически грамотную модель поведения.

Предлагаемый конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег», очень просто, занятно и доступно объясняет такие сложные понятия и вопросы, как «деньги», «товар», «выгодный бизнес», «как и почему меняются цены», «как найти выгодный бизнес». Ведь вместе с педагогом ребята обсуждают не только содержание, но и каждое ключевое слово, которое знакомит с тем или иным экономическим понятием.

Представленное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, реализуется в рамках части образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 4» г. Соль-Илецка, формируемой участниками образовательных отношений в парциальной образовательной программе «Финансовая грамотность – успешное будущее».


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое денег»

2.

Тема недели

«Река времени»

3.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие: экономическое воспитание дошкольников - формирование основ финансовой грамотности

4.

Виды деятельности детей

Игровая: игра-путешествие, дидактическая игра

Коммуникативная: беседа, обсуждение, ответы на вопросы

Двигательная: физкультминутка

Познавательно-исследовательская: рассматривание предметов, используемых человеком раннее в качестве денег; рассматривание монет и купюр разного достоинства, освоение новые представлений, терминов

Продуктивная: аппликация «Копейка»

5

Методы и приемы реализации содержания занятия

5.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: рассказ (устный рассказ педагога на основе демонстрации презентации; комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность), наглядный материал, сюрпризный момент.

Беседа: обсуждение значимости денег в жизни человека; обращение к опыту использования денег, осмысление необходимости рационального использования денег.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): правильное размещение элементов на монете.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: результаты художественного труда (использование созданных монет оформлении мини-музея); художественное слово (стихотворения); ситуация выбора: расположение денежных единиц в правильной последовательности на ленте «Река Времени».

5.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Наглядные методы: иллюстрации денежных единиц от древности до современности, презентация Power Point

Словесные методы: вопросы проблемного характера, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности

Практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний

6.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: изучение истории появления денег, назначения, принципов применения в жизнедеятельности человека.

Социально-коммуникативное развитие: осмысление способов грамотного распоряжения деньгами, правил расчета за товары и услуги.

Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: товарообмен, товарные деньги, каури, куна, ногата, гривны, резаны, рубль, копейка, ассигнации, монета, банкнота, пластиковая карта. Активизация использования новых слов в речи.

Художественно-эстетическое развитие: осознание творческой мысли человека, проявившейся в процессе создания денег, изготовление монет (аппликация).

Физическое развитие: физкультминутка

7.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

8.

Цель

Формирование осознания детьми экономической категории «деньги», понимания их истории и основных законов, основ их рационального использования.

9.

Задачи

Планируемые результаты 

9.1

Дать детям представление об истории и развитии денежной единицы от прошлого к настоящему; вызвать интерес к прошлому предмета.

Демонстрирует заинтересованность темой, любознательность. Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с камнем, берестой, бумагой; делает выводы, умозаключения.

9.2

Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредствам организации подгрупповой формы деятельности.

Проявляет потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Вступает в диалог с воспитателем, отвечает на поставленные вопросы, оценивает результат своей деятельности, выполняют взаимоконтроль.

9.3

Развивать мышление, память, любознательность, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам, развивать умение выражать свои мысли и делать выводы.

Стремится к получению информации, использует для этого разные источники, делится выводами со взрослыми и сверстниками, проявляет умения производить рефлексию своей деятельности.

10.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

10.1

Структурирование исторически верного рассказа о появлении денег

Использование схематического отображения товарно-денежных отношений человечества (лента «Река Времени»)

10.2

Затруднения в назывании денежных единиц и денежных форм

Использование наглядно-иллюстративного материала и наводящих вопросов

11.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: стихотворения «Свинья – копилка» Енка Енка, «Я копейку нашел», «Стихотворение о копейке» Л.Ф. Котов

Аудиовизуальный ряд: презентация «История денег»

Музыкальный ряд: музыкальное сопровождение для перехода из одного времени в другое; спокойная мелодия для сопровождения продуктивной деятельности детей

Материалы и оборудование: 

Лента «Река времени» с иллюстрациями исторических этапов человеческой жизнедеятельности («древность – старина – настоящее).

Монеты и денежные купюры.

Материалы для продуктивной деятельности: заготовки (всадник с копьем, цифра 1, фраза «Банк России», год, растительный орнамент), клей, салфетки, тряпочки.

12.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво», Г.-Х. Андерсен, «Заработанный рубль».

Чтение и обсуждение стихотворения «Три копейки на покупку» (Ш. Галиев)

Обсуждение вопросов:

- Что такое деньги?

- Зачем нужны деньги? (расплачиваться за покупки)

- Можно ли обойтись без денег?


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечания

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

В группе на видном месте стоит лампа «Алладина». Дети находят лампу, рассматривают ее. Педагог предлагает ее протереть от пыли. Неожиданно издается странный звук и появляется Джин.

Джин возмущается, что его побеспокоили и оторвали от важных дел (он собрался купить новый ковер-самолет и уже приготовил для этого быка).

Видеозапись на экране

1.2

Мотивация деятельности детей

В беседе выясняется, что Джин не знает о деньгах, а собирается обменять быка на ковер-самолет.

Педагог предлагает разобраться в вопросе «Как появились деньги?»

1.3

Целеполагание

Педагог подводит детей к постановке цели: выяснить, всегда ли деньги были такими, как сейчас; узнать способы использования основных современных денежных форм

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Организуется обсуждение проблемных вопросов:

- как рассчитываются сейчас, а как рассчитывались раньше;

- деньги всегда были такими, как сейчас;

- какие денежные знаки были в далекие древние времена;

- откуда это можно узнать

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по Реке Времени

«Река времени нас неси и в «Древность» перенеси»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Прибывают в «Древность»

Педагог рассказывает, что сначала люди обменивали товар на товар (товарообмен). Приводит примеры.

Затем для расчета стали использовать камешки и ракушки – каури.

Обсуждают, насколько удобно было пользоваться такой формой расчета. Делают предположения, чем еще могли люди расплачиваться в те времена (шкуры зверей: белки, соболя, куницы – куна). Если товар стоил дорого, то отдавали целую шкурку, а если дешевле, то от шкурки отрезали часть – и называлась эта часть – ногата. Также обсуждается удобство данной формы расчета.

На смену шкуркам приходят куски металла – золота, серебра, меди (гривны). От целого куска металла отрезали часть, и называлась она – резаны.

Обсуждаются вопросы:

- Почему часть металла называлась – резаны?

- Практично ли было расплачиваться слитком металла за товар?

- Почему? (их нельзя положить в карман, они занимают много места)

- Попробуем сделать вывод, какие денежные единицы были в древности? (товарообмен, каури, куны, резаны).

Педагог предлагает отправиться дальше в путь по Реке Времени в «Старину».

Прибывают в «Старину»

Рассматривают первые русские монеты: копейка и рубль (на экране).

Обсуждают изображенные на них символы, материал, из которого они изготовлены.

Далее рассматривают старинные бумажные деньги (ассигнации)

Физкультминутка «Свинья – копилка»

Педагог предлагает отправиться дальше в путь по Реке Времени в «Настоящее». Прибывают в «Настоящее»

Рассматривают современные деньги (монеты, купюры). Обсуждают форму, цвет, размер, номинал, находят сходства.

Игра «Что купить?» (Выберите себе монету или купюру и подумайте, что на нее можно купить. Я каждому из вас даю 10 рублей, кто может мне разменять?)

Делается вывод: чем денежная купюра дороже, тем больше товара на нее можно купить, чем ниже стоимость купюры, тем меньше товара на нее можно купить.

Обсуждается удобство современных денег, их аналог (пластиковая карта)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

«Река времени нас неси и в «Старину» перенеси»

Слайд 7

Слайд 8

Приложение 1

«Река времени нас неси и в «Настоящее» перенеси»

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Нужно быть готовым к тому, что дети назовут биткоин (криптовалюту) как современную виртуальную денежную единицу

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети объединяются в малые группы и размещают денежные знаки на ленте времени: «древность – старина – настоящее время» в правильной последовательности. Проводится взаимооценка. Делаются итоговые выводы об исторических этапах появления денег.

Педагог читает стихотворение «Я нашел копейку». Обсуждают, возможно ли сделать на копейку столько покупок. Педагог подводит детей к выводу, что большая сумма складывается из более мелких, а рубль из копеек.

Педагог предлагает сделать копейки-талисманы, чтобы они служили напоминанием «копейка рубль бережет» (обсуждается поговорка, организуется продуктивная деятельность детей (аппликация)).

Детские монетки оформляются в рамку (для каждого ребенка индивидуально) и становятся элементом «Музея денег». Рамка должна быть прозрачной с двух сторон, чтобы была видна оборотная сторона монеты.

Дети рассматривают свои творческие работы, слушают стихотворение о копейке (фрагмент).

Приложение 2

Слайд 12

Приложение 3

Приложение 4

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Проводится обсуждение с помощью системы вопросов:

- Где мы сегодня побывали?

- Зачем мы отправились в такое путешествие?

- Что мы нового узнали сегодня?

- Полезными ли оказались новые знания?

- Будете ли вы применять их в своей жизни?

- Как вы будете распоряжаться деньгами?

Джин благодарит детей за информацию.

Педагог предлагает с помощью заклинания перенестись в будущее (уходят в группу), пофантазировать, придумать и нарисовать деньги будущего.

Видеофрагмент

«Река времени нас неси и в «Будущее» перенеси»


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Просмотр мультфильмов

Фиксики – История вещей – Деньги (https://www.youtube.com/watch?v=vaGnAN_DJXU)

Серии уроков «Клуб деловых детей» (https://www.youtube.com/channel/UCLnqFLn4SCgm33tvcmjZgEA/videos)

Профессор Почемушкин «Как появились деньги» (серия 29) (https://www.youtube.com/watch?v=4PlIMap-kWA)

В группе

Мультфильм об истории появления денег (https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg)

Серии «Всемирная история денег» мультфильма «Уроки тетушки Совы» (Сезон 1) (http://kino.izly.ru/filmi/dlya-detej/azbuka-deneg/sezon-1/veselaya-vsemirnaya-istoriya-deneg)

В семье

1.2

Игра-занятие

«Какими деньгами пользуются люди в других странах»

В группе

1.3

Выставка

«Денежные купюры» разных стран

В группе и в семье

1.4

Чтение историй из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»

- «Как Миша понял, что деньги счет любят»

- «Как Миша учился деньги делить»

В группе

1.5

Музей денег

- обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится

- рассматривание детьми выставки вместе с педагогом

- беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах

- игра «назови какую-нибудь валюту»

В группе и в семье

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Сберкасса», «Магазин».

Дидактическая игра «Интересные покупки».

Кукольный театр. Показ сказки детьми: «Выгодное дело» Бр. Гримм.

В группе и в семье

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену).

Игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй – 10).

В группе

Рассматривание с детьми изображения современных денег.

Рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах.

В семье

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – 112 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  3. Кошель, П. История денег / П. Кошель // Дошкольное образование. – 2007. – №6. – С. 53-61.
  4. Кнышова, Л.В., Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова и др. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118 с.
  5. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: «Детство- пресс», 2001. – 176 с.
  6. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок / А.А. Смоленцева. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  7. Ягунова, Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности / Н.М. Ягунова // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 128-135.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Свинья – копилка

Енка Енка

Разрисованная хрюшка –
Не обычная игрушка.
У неё на гладкой спинке
Прорезь есть по серединке.
Свинка эта любит, детки,
Не котлетки, не креветки,
Не зефир и не конфетки,
А блестящие монетки!
Аппетит у хрюшки той
Всем на зависть ой-ёй-ёй!
«Ест» и впрок и про запас-
Копит денежки для нас.
Чтоб могли на те монетки
Получить подарки детки!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В сад я к бабушке пошёл

И копейку там нашёл.

Что купил я? Шапку, кепку,

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, шайку, лейку -

Всё купил я за копейку!


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

https://www.optontechno.com/upload/medialibrary/ffe/ffe9f0ea5654d5189c7e3ddb29d98bfc.jpg

Рекомендую: пластиковый кармашек (можно из плотного файла сделать) обклеить бумажной (или из другого материала) рамкой, оставив прорезь, чтоб вставить туда монетку

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Л.Ф. Котов

Прежде про копеечку сказывал народ,
Что она, родимая, рубль бережёт.
И в карманах дыры тут же зашивали, 
И в грязи валяться медной не давали. 

Очень было нужно малую иметь,
И держава тратила на копейки медь. 
И копейка знала, что за нею сила, 
И свое название с гордостью носила.
 

Насекина Ольга Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории  МДОБУ №4 «Лукоморье» г.Соль-Илецк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего возраста. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....

Конспект интегрированной ООД "Путешествие в прошлое денег"

Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....

Конспект НОД по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории возникновения денег, их предназначении....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое денег».

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое денег"....

план конспект занятия "Путешествие в прошлое денег"

план конспект занятия "Путешествие в прошлое денег"...

Мини-музей денег "Путешествие в прошлое денег"

Новизна мини-музея заключается в самой постановке вопроса — знакомить с экономическими понятиями (миром денег) детей с дошкольного возраста не только на уровне муниципал...